Из Казани с любовью к своим землякам
На собеседовании в кабинете главного редактора газеты “Хыпар” несколько лет назад меня удивило наличие огромного портрета Николая Никольского.
На собеседовании в кабинете главного редактора газеты “Хыпар” несколько лет назад меня удивило наличие огромного портрета Николая Никольского. Конечно, окончив филологический факультет, я знала о нем, но совсем немного: языковед, исследователь, собиратель народных сказаний и пословиц, профессор. Все то, о чем пишут в учебниках. Но сама жизнь удивительным образом сложилась так, что Николай Никольский, человек с портрета, постепенно “оживал”, вовлекая меня и всех, кто имел отношение к газете, в круговорот событий, связанных с его именем.
Из деревни Юрмекейкино
Сегодня его имя известно всем благодаря трудам и стараниям Алексея Леонтьева, много лет возглавлявшего коллектив газеты “Хыпар”, а также неравнодушным к истории чувашского народа людям. В Чебоксарах есть улица Никольского, педагогическое училище носит его имя, а на родине первого чувашского профессора в деревне Юрмекейкино Моргаушского района установлен бюст, к которому каждый год 19 мая идут с поклоном люди.
Не стал исключением и май 2002-го. Солнечный, почти летний день казался еще более ярким из-за оранжевых цветов одуванчика, на фоне которых мы бесконечно фотографировались. Все, кто приезжает в Юрмекейкино, обязательно любуются большим прудом. Было удивительно узнать и о том, что исследователь чувашского языка изучал растения и в начале XX века в бедной чувашской деревне посадил более 300 разных растений. Он не только сохранил названия трав и растений на чувашском языке, но и лечил ими крестьян.
Через год, уже в июле, мы снова отправились в путь. В этот раз в Казань. Нас возили по городу, показывая дом, в котором жил Никольский, место, где находилась типография. После нас привезли на Арское кладбище. Там на месте захоронения Николая Никольского состоялась торжественная церемония открытия памятника нашему выдающемуся земляку. Деньгами тогда помог сенатор Леонид Лебедев, незадолго до этого открывший в Чувашии первое горнорудное предприятие, добывающее гипс в Порецком.
Медленно, но верно возвращалось имя Никольского не только в историю чувашского народа, но и для нас, чувашей, чтобы мы могли гордиться своими предками.
Мечты отца
Отец Никольского был землемером, некоторое время трудился в поместье под Ригой, служил в Вятской губернии. Вскоре вернулся домой, в родную деревню, обвенчался с 16-летней Агриппиной, дочерью священника Степана Севостьяна из села Ишаки Козьмодемьянского уезда. Вскоре в семье друг за другом появились дети, четверо сыновей и пять дочерей.
Позже Николай Никольский, так же как и отец, женился на дочери священника Александре Яснитской. Произошло это событие в 1907 году. Николаю 29 лет, невесте — 19. Александра Владимировна помогала своему супругу, став верной спутницей и помощницей на целых 54 года. Она выучилась на врача, до глубокой старости работала. Детей у пары не было.
Отец мечтал о том, чтобы сын Николай стал священником. Поэтому после окончания Шуматовского земского училища он по настоянию отца был определен в Чебоксарское духовное училище, в котором обучались пять лет с прохождением подготовительного класса. Завершив учебу в училище, Никольский в 1893 году поступил в Казанскую духовную семинарию, где обучался еще шесть лет.
В годы учебы в семинарии Николай увлекся историей и этнографией, тогда же познакомился с этнографом Василием Магницким, человеком народнических воззрений. Благодаря этому знакомству Никольский начал изучать и собирать чувашские сказания.
В это время он уже окончательно и бесповоротно увлекается изучением языков, исследованиями. Знакомится с первым чувашским исследователем языка Ильминским, посещает лекции в Казанском университете. Тогда же Никольского жизнь сводит с Ашмариным, дружба их длилась больше 30 лет.
Создатель первой чувашской газеты
Окончив академию, Никольский начал преподавать чувашский язык на миссионерских курсах при духовной академии. В это время он настолько заинтересован просвещением и духоподъемными идеями того времени, что принимает предложение издавать чувашскую газету. В декабре 1905 года он получает разрешение губернатора на издание газеты. Было решено в газете не размещать политических статей, а публиковать их в брошюрах, которые должны были выходить одновременно с газетой. Постоянными сотрудниками “Хыпара” стали бывшие ученики Симбирской чувашской школы, исключенные из школы по политическим мотивам. О предстоящем выходе газеты подготовили объявление в количестве 300 экземпляров и разослали их по чувашским селениям Казанской, Симбирской, Самарской, Уфимской, Оренбургской, Саратовской губерний.
Первый номер “Хыпара” вышел в январе 1906 года. Но уже в июне газета выходить перестала. Причиной стала политическая статья. 1 мая 1917 года газета снова возродилась. Но ненадолго: в годы репрессий подверглись гонениям ее сотрудники. В советское время первой чувашской стала газета “Коммунизм ялавӗ”. А “Хыпар” возродился снова 30 августа 1991 года.
В советские годы Николая Никольского больше знали как крупного ученого-энциклопедиста, известного исследователя истории народов Поволжья, основателя многих высших учебных заведений, таких как Восточная консерватория, Восточный педагогический институт. Никольский известен как автор книг “Народная медицина у чуваш”, “Наиболее важные статистические сведения о народностях Поволжья”, Краткой чувашской энциклопедии и исследовательской работы “Родной язык как оружие просвещения инородцев”. Всего опубликовано около 200 его работ.
Когда Казань и Чебоксары отказались, его приняла Йошкар-Ола
Сегодня профессора Никольского ученые ставят рядом с Иваном Яковлевым. Его имя вписано в энциклопедии истории Татарстана и Марий Эл. В Казани Никольский долгие годы учился, жил, трудился в Казанской духовной семинарии. В 1931-1940 годах в связи с гонениями против краеведов он был отстранен от научно-исследовательской работы.
В Чебоксарах не осмелились взять на работу Никольского. Оказавшись не у дел, он принял предложение поработать в Йошкар-Оле научным сотрудником сектора истории Марийского научно-исследовательского института. В 1947 году ему была присуждена ученая степень доктора исторических наук, а в 1948-1950 годах он — профессор Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской. В соседней республике ценят его труды по изучению истории марийцев, особенно гордятся его “Историей марийского народа с древнейших времен до XX века”.
Всю свою жизнь Никольский прожил в Казани. Он умер 2 ноября 1961 года. Ему было 83 года. Похоронен на Арском кладбище.
НАСЛЕДИЕ
В наследие нам Никольский оставил более 30 книг, 200 научных работ, все они связаны с историей чувашей. Благодаря упорному труду, преданности своему делу, идеалам, благодаря верному служению своему народу Николай Никольский навсегда вписан в историю золотыми буквами. Да, не каждый чуваш знает его. Да, имя его на устах у ученых, исследователей, надо признать, нет у него той славы, которую он заслуживает. Но хочется верить, что в Год выдающихся земляков замечательному ученому будет уделено много внимания, и каждый из нас будет гордиться им.
Последние новости
Героизм современности: память о героях специальной военной операции
Книга профессора Л.А. Ефимова освещает подвиги уроженцев Чувашии на фронтах СВО.
Изменения в законодательстве Чувашской Республики
Комитет Государственного Совета обсуждает важные поправки в законодательные акты.
Парламент Чувашии одобрил традиционную акцию
Традиционная акция получила поддержку со стороны местных властей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований