Ксюша Николаева: Я наслаждаюсь своей юностью, я творю… Пишу. Читаю и люблю
Я знаю многих начинающих поэтов и писателей, молодых людей, которые сочиняют стихи и рассказы.
Я знаю многих начинающих поэтов и писателей, молодых людей, которые сочиняют стихи и рассказы. Кто-то из них хранит рукописное творение в шкафу, кто-то выставляет на всеобщее обозрение в Интернет. “Я всем советую сходить в типографию и напечатать свою книгу”, — говорит выпускница новочебоксарской школы № 14 Ксюша Николаева. В возрасте 19 лет она выпустила уже два своих сборника стихов. Сейчас она — студентка четвертого курса психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Своим опытом девушка делится с учениками начальных классов.
— С чего начался твой творческий путь?
— Мое увлечение поэзией началось в 13 лет. Я жила в деревне у бабушки и придумывала четверостишья обо всем происходящем вокруг: корова вышла, стрекоза пролетела, в огороде что-то выросло. Бабушка это заметила и сказала: “Ксюша, у тебя так хорошо получается, давай начнем записывать всё в блокнотик”. На тот момент мне казалось, что я почти как Александр Сергеевич Пушкин. А сейчас смешно вспоминать. Но именно это и стало началом моего творческого пути.
Интересно, что у меня в семье ни родители, ни даже дальние родственники никогда не писали стихи, поэтому у всех вызвало удивление то, что я выпускаю книги. Я благодарна своим родным за то, что они помогали мне, поддерживали, с пониманием относились к моему хобби и никогда не отговаривали заниматься любимым делом.
— Потом ты все стихотворения из блокнота собрала в сборник?
— Идея создать книгу пришла нам с мамой. Я оканчивала школу и хотела сделать памятный подарок учителям. Собрала свои стихотворения, подобрала к ним школьные фотографии и написала слова благодарности.
Мне понравилось заниматься процессом создания книги. Ты сначала печатаешь на компьютере, редактируешь и верстаешь, как умеешь. Относишь в типографию, обсуждаешь, какой будет бумага, какими будут страницы и обложка. Уже через две недели берешь в руки книжку — такое приятное ощущение, ты так гордишься собой! Мы тогда напечатали 15 экземпляров и подарили их учителям.
Второй сборник я захотела создать, в первую очередь, для себя. Рукописный материал может потеряться, выцвести, а книга будет стоять на полке. К тому же, она — результат твоего труда: ты видишь, на что способен, и это очень круто!
Потом я заметила, что мое творчество у людей вызывает интерес. Поэтому решила выпустить второй сборник тиражом в 30 экземпляров. Написала об этом в “Инстаграме”. Желанием купить мои стихи загорелись знакомые и друзья. Они в свою очередь делились книгой со своими подписчиками. Много новых людей, незнакомых мне прежде, начали читать мою страницу в “Инстаграме”. Они писали отзывы, хотели приобрести книгу. Я продала все экземпляры и даже смогла немного заработать.
— О чем и для кого твоя книга?
— Книга называется “Заканчиваясь, Заставляет Задуматься”. Это моя самая главная цитата, я ее сама придумала. Этап жизни, который ты переживаешь, рано или поздно завершится. И тогда ты задумаешься: почему так все произошло?
Вот отрывок из моей книги: “Знаешь, мой друг, ничего не бывает случайно, пойми: судьба приготовила на твою долю столько испытаний, сколько ты способен выдержать. И не важно, горе или радость, все это будет окружать тебя на протяжении всей жизни, и ко всему готовым быть просто невозможно. Но, справившись со всеми испытаниями, ты станешь сильным духом и уверенным в себе. Все неудачи и падения делают нас сильнее!” — ежедневно повторяю себе эту фразу.
Я поднимаю проблему отцов и детей, проблему маленького человека, но основная тема сборника — тема любви. Поэтому мне кажется, что книга будет интересна, в первую очередь, девушкам от 13 до 20 лет.
— Как ты создаешь стихотворения?
— Мне часто задают такой вопрос. Нет какой-то определенной формулы. С возрастом ты начинаешь аналитически подходить к окружающей тебя действительности.
Стихотворение “Привкус детства” родилось в 331-й маршрутке. Помню, как однажды я ехала на занятия в университет. Маршрутка была забита, ехала стоя минут сорок. Делать нечего, я задумалась: “В транспорте едет полсотни людей, и каждый из них сейчас чем-то занят…” Записать на бумагу или в телефон я не могла, держала в голове, пока не дошла до университета.
Меня вдохновляет творчество Эдуарда Асадова, он близок мне по духу. И первые мои серьезные произведения были написаны под впечатлением от его стихотворений.
Для разнообразия я пробовала писать стихи в прозе. Там столкнулась с некоторыми сложностями. Каждый человек читает своим голосом, своей интонацией. Поэтому тяжело бывает донести весь смысл того, что ты вкладываешь в эти строки.
Еще заметила, что при написании стихов я руководствуюсь своими переживаниями. В трудных жизненных ситуациях мне всегда помогали лист бумаги и ручка. Кто-то ходит к психологу, кто-то отдыхает в компании друзей. А я писала стихи — и мне становилось легче.
Одно время я думала, что меня никто не сможет понять, но начала получать много сообщений: люди читали мои стихотворения и находили в них себя. Тогда я осознала, что у них в жизни происходят похожие ситуации, что я не одна в этом мире и могу поделиться своими переживаниями, найти поддержку и понимание.
— А есть ли в твоем окружении единомышленники?
— Второй сборник был написан вместе с моей одноклассницей. Она сейчас учится в Санкт-Петербурге. Мы переписывались, она отправляла мне свои стихотворения и размышления, а я отбирала то, что было близко мне по смыслу и содержанию.
В Чебоксарах есть творческое объединение “ЛитПульс” — площадка для реализации поэтических амбиций. Там атмосферно: можешь прочитать свое произведение, послушать стихотворения других авторов, пообщаться. Приходишь туда и вдохновляешься.
— Как относишься к своему творчеству сейчас? Планируешь ли выпустить третий сборник, и чему бы ты его посвятила?
— Я повзрослела, у меня поменялись взгляды на ситуации, которые происходили в тот период моей жизни. Поэтому первые два сборника для меня очень ценны. Это мои воспоминания.
Если я решу выпустить третий сборник, то посвящу его людям. Людям, которые есть в моей жизни: родителям, друзьям, однокурсникам. Там не будет ни имен, ни описания внешности, а будет мое отношение к ним, и те эмоции, которые я испытываю рядом с ними.
— Вторую книгу ты выпустила на первом курсе. В ней ты написала: “Педагог и писатель — две мало совместимые профессии”. Сейчас ты уже учишься на четвертом курсе. Поменялся ли твой взгляд на этот вопрос?
— Я продолжаю склоняться к этому мнению. Однако мне все же удалось эти профессии совместить. Я делюсь своим опытом со школьниками младших классов, провожу для детей 8–12 лет литературные мастер-классы.
Я рассказываю, из каких частей состоит книга со стихами, объясняю процесс ее создания. После теории мы переходим к практике. Берем два листа формата А4. Создаем обложку: пишем автора, придумываем название, исходя из него, рисуем иллюстрации. Дети начинают писать сказку или рассказ. Я говорю им: “Ребята, первая строчка вашей истории должна быть цепляющей”. И они это понимают! Я открывала их книжки: начало и вправду было интригующим. Мастер-класс длится два часа. Прекрасная картина: дети сидят и что-то сочиняют, рисуют. Им это интересно. Это не сочинение в школе, это их мысли, воображение. Их никто не будет ругать, никто не поставит тройку за то, что “неправильно” мыслишь. Это просто полет фантазии!
На недавнем мастер-классе, который я проводила, ко мне подошел восьмилетний мальчик и сказал: “Ксюша, спасибо вам большое, я начал писать свой первый сборник в блокноте”. Так приятно! Значит, не зря я всё это делаю. Я рада, что детям, которые и читать сейчас не очень-то любят, нравится создавать что-то свое. Считаю, это очень нужно и важно для нового поколения.
Привкус детства
В транспорте едет полсотни людей,
Каждый из них сейчас чем-то занят:
Кто-то в омут погряз социальных сетей,
А кто-то на вид так сильно приятен.
Они все спешат, забыв свой маршрут,
А за окном мелькают пейзажи.
Им бы в детство попасть на пару минут
И ощутить запах вяленой пряжи.
Проснувшись, увидеть прекрасный рассвет,
Забыв обо всех проблемах на свете.
Собрать из ромашек приятный букет
И верить легонько странной примете.
Обедать картошкой и чаем сладчайшим,
Гулять допоздна и купаться в реке.
И чувствовать все, живя настоящим,
Забыть обо всем и гулять налегке.
Видеть как бабушка с дедом ликуют,
Гладить котенка, строить шалаш
И обижаться на то, что ребята шикуют,
Грубо сказав: “Твой возраст не наш”.
Хранить все секреты и верить мечтам,
Стремиться быть лучше детских соседей,
Не знать, что такое боль и обман,
Забыв про печаль с кусочками меди.
Все это — детство, прожитый путь,
И ничего не будет, как прежде.
Прошлое, друг мой, уже не вернуть
Оно потерялось в бывалой надежде.
Ну а теперь жизнь стала другой:
Свои проблемы и порваны платья,
Обиды уже не пройдут стороной,
А лишь заключат в тугие объятия.
Вокруг столько женщин гулящих и мнимых,
А также мужчин увядших — не счесть.
Возможно, они потеряли любимых
И не смогли самых близких сберечь.
Ведь, явно, каждый имеет мечту:
Тот плод изящных детских фантазий.
Но воплотить это все тяжело,
Спасаясь чередой однообразий.
В транспорте едет полсотни людей.
И каждый из них опять чем-то занят.
В их головах столько разных идей.
Они лишь своим мечтам изменяют.
12 марта 2019 г.
Последние новости
Конференция КПРФ: итоги и выборы нового руководства
Обсуждение работы местного отделения и выборы новых лидеров.
Фитнес Фест получил грант на развитие гражданского общества
Спортивный клуб выиграл более 744 тысяч рублей на социальный проект.
Рост государственных программ в 2024 году
Обзор ключевых направлений развития и их влияния на экономику.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку