Всего одна буква и целая жизнь
Житель Новочебоксарска Иван Николаевич Николаев нашел могилу своего отца, погибшего в Великой Отечественной войне, и исправил ошибку в написании его фамилии.
Житель Новочебоксарска Иван Николаевич Николаев нашел могилу своего отца, погибшего в Великой Отечественной войне, и исправил ошибку в написании его фамилии. “Все, точку поставил!” — сказал он на днях, когда пришел в редакцию газеты с толстой папкой бумаг.
Захоронен под другой фамилией
На поиски отца у Ивана Николаевича ушло два года. Мы познакомились с ним в самом начале пути. Он пришел в редакцию, рассказал историю о том, как фамилия отца была неправильно написана в Книге памяти и на памятнике на братской могиле. Он решил восстановить справедливость, но с чего начать и как — не знал. Мы обсудили разные варианты и договорились решать проблемы по мере их возникновения — не спеша и серьезно, шаг за шагом. Иван Николаевич оказался крепким орешком, он не только не бросил свою затею, наоборот, к цели шел осмысленно и твердо.
Кто-то скажет: подумаешь, всего одна буква в фамилии не сошлась, ну и что, все равно же все родственники знают, кто именно лежит в братской могиле. Стоит ли столько сил тратить на старости лет на исправление буквы? Этот вопрос Иван Николаевич себе не задавал, для него было принципиально важно восстановить фамилию. Человек с фамилией Сатаров, похороненный в братской могиле в деревне Медниково Старорусского района Новгородской области, не его отец. Его отец — Николай Трофимович Самаров! Отец, которого война отняла у него в три года. Отец, которого он всегда помнил. Отец, который был для него началом начал.
Поиски своего отца Иван Николаевич начал с Книги памяти Чувашии. Там в списке погибших жителей деревни Большие Яуши Вурнарского района он нашел Николая Трофимовича, 1910 года рождения. И имя с отчеством, и год рождения совпадали с именем отца, а вот фамилия нет. Вместо Самарова черным по белому было написано: Сатаров. Иван Николаевич изучил весь список ушедших на войну, сомневался, вновь убеждался, потом опять начинал сомневаться. В Книге памяти было указано место смерти отца: погиб в бою 28 марта 1943 года, захоронен в д. Медниково Старорусского района Новгородской области.
Вот тут к поискам подключился сын Ивана Николаевича Сергей. Благодаря тому, что архивы Минобороны открылись и военные документы начали размещать на сайте “Память народа”, он легко нашел Сатарова, проследил весь его боевой путь и узнал подробности последнего боя, из которого дед не вернулся.
Погиб в бою за Медниково
Город Старая Русса — один из самых пострадавших в Великой Отечественной войне. В 1944 году, когда была сделана третья и результативная попытка освободить город, в нем осталось 40 жителей. Было разрушено все: дома, больницы, школы. Из 3000 домов целыми остались только 10. Древний город был полностью уничтожен.
Первые фашистские бомбы упали на Старую Руссу 5 июля 1941 года, к концу месяца фашисты подошли вплотную к городу. До зимы 1944-го город находился во вражеской оккупации, его жителям пришлось вытерпеть много бед. Красная армия пыталась освободить город. Бои шли с начала 1942 года. С большими потерями брались села и поселки. Но через некоторое время они снова оказывались в фашистской оккупации. Пригороды постоянно переходили то к нашим, то к врагам. Так продолжалось два года.
Один из штурмов пригорода — деревни Медниково, которая находилась в паре километров от Старой Руссы, был запланирован на 28 марта 1943 года. Эта дата стала последним днем жизни Николая Самарова.
Поздним вечером 27 марта танки засветло заняли исходное положение для наступления. К 6.00 следующего дня пехота находилась в 500 метрах от переднего края обороны. Наступление началось точно в срок, в 6.45. Вся пехота энергично пошла в атаку, броском ворвалась в траншею переднего края и стала распространяться в глубину. Но бой был проигран. К 4 часам утра 29 марта от сильного артиллерийского огня и неоднократных контратак полк был вытеснен из деревни и понес огромные потери в личном составе. В общей сложности за годы войны в боях только под деревней Медниково было захоронено 1873 бойца. Среди них Николай Самаров.
Местные жители собирали останки солдат на полях даже после войны. Все они захоронены в братской могиле. На плитах — имена и фамилии. Но Самарова там нет, есть Сатаров. В 1943 году, когда в стране шли ожесточенные бои, горели села и города, некому было уточнять фамилии погибших, как прочитали почерк, так и написали на могильной табличке.
Доказательства
Сергей написал письмо в администрацию Медниковского сельского поселения с просьбой помочь найти деда. “К 80-летию моего отца я хочу сделать ему подарок в виде долгожданных вестей о его погибшем отце с максимумом информации о боях 28 марта 1943 года 370-й стрелковой дивизии, — писал он в письме. — Нашел фотографии воинского мемориала в д. Медниково до реконструкции и плиту с указанием фамилии Сатаров Н.Т. Но фотографий после реконструкции захоронения в Интернете нет. Очень прошу вас прислать мне современные фотографии, где была бы видна фамилия Сатаров”.
Очень скоро пришел ответ. Администрация Медниковского сельского поселения подтвердила, что имя Николая Трофимовича действительно увековечено на воинском захоронении, прислала фотографии с его фамилией и всего мемориала, а также подсказала, как исправить ошибку в фамилии, а именно представить доказывающие документы.
Одним из таких документов могла бы стать запись о регистрации брака с Ириной Прокопьевной, которая указана в списках как жена Николая Трофимовича.
Иван Николаевич отправился в Государственный исторический архив Чувашской Республики, где провел много дней, изучая церковные записи. Но ничего не нашел. Оказалось, что брак его отца и мамы не был зарегистрирован.
Иван Николаевич снова начал изучать документы военных лет. Много месяцев спустя он собрал пять фактов о своем отце. Некоторые из них не помогали, наоборот, запутывали. Так, выяснилось, что при рождении в 1910 году Николая Тимофеевича записали Трофимовым (тогда многим чувашам фамилии давались по имени отца). На фронт не имеющий паспорта Трофимов ушел под фамилией своей жены Самаровой, чтобы хотя бы таким образом обеспечить родство. Документ об этом Иван Николаевич нашел в Вурнарском районном военкомате. Там же он получил копию извещения о гибели Сатарова. А еще он доказал, что в деревне Большие Яуши проживает многочисленный род Самаровых, но нет ни одного человека с фамилией Сатаров.
Всю информацию отправили в Медниково, в Минобороны России, чтобы получить разрешение на исправление ошибки в фамилии. И вот на днях пришел ответ от первого заместителя главы администрации Старорусского муниципального района. “Исправление ошибки в фамилии Самарова Н.Т планируется произвести к 9 мая 2021 года”, — говорится в нем.
“На следующий год всей семьей, с двумя сыновьями и дочерью поедем в Медниково!” Иван Николаевич — крепкий мужик, но в этот раз голос его дрогнул, а в глазах появились слезы. Немногословен. Он все больше дело делает, а не языком работает. Вот и в этот раз обсудил новости и заторопился домой, точнее, на дачу: там он вместе с сыном много лет назад придумал и установил систему подачи воды, сам отвечает за ее бесперебойную работу.
А я пишу эту статью и думаю о том, что где-то там, на небе, его молодой 33-летний отец смотрит на 80-летнего сына и говорит: “Молодец, Иван! Так держать!”
Последние новости
Нарушения в организации питания в школе Новочебоксарска
Проверка выявила серьезные нарушения санитарных норм в учебном заведении.
Меры по борьбе с курением в Чувашии
Управление Роспотребнадзора проводит мероприятия в честь Международного дня отказа от курения.
Единый информационный день: важные события региона
Обсуждение ключевых вопросов на уровне местной власти.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований