У Зеленского большая проблема
Самая большая проблема Киева в том, чтобы устранить разрушения, которые российские атаки наносят экономике страны, пишет NYT.
Западу все сложнее давать деньги Украине.
Самая большая проблема Киева в том, чтобы устранить разрушения, которые российские атаки наносят экономике страны, пишет NYT. Украине нужен постоянный приток огромных сумм помощи, но этот «спасательный круг» теперь под угрозой из-за экономических проблем Запада.
Несмотря на продвижения ВСУ на поле боя и отступления России – в частности, недавний отход из Херсона – экономика Украины разбита в пух и прах. Затяжной конфликт на истощение, по-видимому, наиболее вероятный сценарий, окажет на нее еще большее давление. Даже если ее армия продолжит отвоевывать территории, для правительства в Киеве расходы на ведение боевых действий и удовлетворение материальных потребностей граждан будут только расти. Что еще хуже, приближается зима, и раздосадованная рядом военных неудач Москва, похоже, всерьез настроилась разрушить украинскую экономику и разносит в щепки критическую инфраструктуру страны. За один только вторник на всю Украину, по оценкам, обрушилось более 90 российских ракет.
Самая большая проблема Киева, возможно, состоит даже не в военной угрозе армии Путина, – хоть она и остается существенной – а в том, чтобы устранять разрушения, которые российские атаки наносят экономике страны. И все это в то время, когда крупный и непрерывный поток помощи, в которой Украина так отчаянно нуждается, может сократиться из-за ухудшения экономической ситуации на Западе.
Несмотря на недавние военные неудачи, Россия сохраняет огромную разрушительную мощь. Только за последние недели ее ракеты и БПЛА поразили 40% энергетической инфраструктуры Украины, вызвав веерные отключения по всей стране. Из-за ракетных обстрелов около 4,5 миллиона украинцев остались без электричества, 80% жителей Киева остались без воды. Электроснабжения лишились 350 тысяч домов. Судя по ракетным ударам на этой неделе, сдаваться Кремль и не думает.
На фоне всего этого лидеры Украины обязаны удовлетворять базовые потребности своих граждан, чья жизнь кардинально поменялась. В этом месяце Управление ООН по координации гуманитарных вопросов сообщило, что шесть миллионов украинцев сейчас являются «внутренне перемещенными лицами» (еще семь миллионов нашли убежище за рубежом). Во втором квартале года, по данным Нацбанка Украины, безработица достигла 35%. Уровень бедности, который в 2020 году составлял 2,5%, к декабрю может вырасти до 25%, а к концу следующего года – еще вдвое, до 50%. Военные потрясения и разрушения особенно сильно отразились на детях: более полумиллиона оказались в нищете – это второй по величине показатель в регионе.
Бедственное положение Украины отражает историческую закономерность. Затяжные конфликты часто разоряют экономику враждующих сторон, и негативные последствия сохраняются еще долгое время после окончания боевых действий. Оценки расходов на восстановление Украины варьируются от 349 миллиардов долларов до 750 миллиардов – даже до того, как можно будет спрогнозировать весь масштаб разрушений. Хотя и ведутся разговоры о том, чтобы задействовать под эти цели конфискованные у России активы, эта идея натыкается на массу юридических препон.
Все это касается будущего. Но у правительства в Киеве есть и более неотложные проблемы.
Согласно прогнозу Всемирного банка, ВВП страны в этом году сократится на 35%, а, по другим оценкам, сокращение может составить все 40%. Нацбанк Украины ожидает, что в 2023 году рост экономики возобновится, но даже на возвращение к доконфликтному уровню ВВП потребуются многие годы быстрого роста.
Ежемесячный дефицит украинского бюджета составляет пять миллиардов долларов, и правительство страны было вынуждено обратиться за экстренной помощью к Западу и Международному валютному фонду. Премьер-министр Денис Шмыгаль недавно заявил, что с учетом предполагаемого разрыва между доходами и расходами в 2023 году Украине потребуется 42 миллиарда долларов помощи. Президент Зеленский добавил еще 17 миллиардов на восстановление поврежденных или разрушенных электростанций и жилых домов. В общей сложности эти суммы составляют примерно 30% текущего ВВП страны.
Военный конфликт обрушил и торговлю Украины. К концу сентября торговый дефицит вырос более чем вдвое и достиг 6,1 миллиарда долларов. Экспорт сельскохозяйственной продукции, который в 2021 году составлял 27,8 миллиарда долларов и 41% от общего объема экспорта, особенно пострадал из-за захвата Россией украинских портов в Азовском и Черном морях. Кроме того, Москва заблокировала 20 миллионов тонн зерна и других продовольственных товаров, предназначенных для экспорта.
И, хотя экспорт продовольствия вырос после заключения в июле соглашения между Москвой и Киевом при посредничестве ООН и президента Турции Эрдогана – с тех пор экспортировано более 11 миллионов тонн украинского зерна и других продуктов питания – Россия все еще может его прервать. В этом месяце Москва приостановила участие в сделке, быстро его восстановила, но предупредила, что оставляет за собой право выйти снова. Более того, хотя соглашение позволило Украине возобновить экспорт кукурузы и пшеницы, его объем составляет половину от довоенных показателей.
В российских атаках на экономические активы страны нет ничего нового, но они достигли новых высот после устроенного Украиной взрыва на Крымском мосту восьмого октября. В тот же день Владимир Путин назначил командующим спецоперацией генерала Суровикина, известного беспощадными бомбардировками сирийского Алеппо в 2017 году, который не мешкая применил к украинской кампании свою фирменную стратегию. Вероятнее всего, именно он отдает приказы о нанесении безжалостных ракетных ударов по всей территории Украины, в результате которых выходят из строя электросети, дамбы, станции водоснабжения, очистные сооружения и теплоэлектростанции.
Электросеть Украины остается главной мишенью русских, и они могут нанести ей больший ущерб, перекрыв поставки топлива, необходимого для поддержания ее работы. В следующем году Украина планировала заработать 1,5 миллиарда евро на продаже электроэнергии в ЕС, однако страна уже была вынуждена приостановить экспорт, и, возможно, ей придется рассчитывать на иностранных поставщиков, чтобы удовлетворить внутренние потребности.
Лидеры Украины изо всех сил пытаются справиться с экономическим кризисом, и страна уже получила значительный объем помощи из множества источников. Конгресс США в марте, мае и сентябре выделил около 20 миллиардов долларов на различные виды экономической и гуманитарной помощи (часть пакета экономической и военной помощи на сумму 54 миллиарда долларов). Администрация Байдена уже предоставила 8,5 миллиарда и планирует добавить еще 4,5 миллиарда. Евросоюз сделал меньше: пообещав выделить 11 миллиардов евро, блок ассигновал только 27% – но, в отличие от США, в основном в виде кредитов, хоть и по льготным ставкам. Среди других благотворителей – Великобритания, которая к середине года выделила 1,6 миллиарда фунтов стерлингов, Всемирный банк, выделивший шесть миллиардов долларов в качестве чрезвычайного финансирования, и МВФ, мобилизовавший еще несколько миллиардов.
При своем экономическом положении Украина отчаянно нуждается в постоянном притоке огромных сумм помощи, но этот «спасательный круг» может оказаться под угрозой из-за тревожных экономических тенденций на Западе.
Эти тенденции отчасти связаны с ответным ударом, который последовал за введением санкций против России – в частности, резкий рост цен на энергоносители, вызванный суровыми ограничениями поставок природного газа в Европу в качестве ответных мер Москвы. Годовая инфляция в Еврозоне выросла до 10,7%, а в трех странах Балтии превышает 20%. В США, несмотря на хорошие новости по некоторым ключевым экономическим показателям, ее темп составляет 7,7%; в Великобритании – 11,1%. И поскольку центробанки уже реагируют на это повышением ключевых ставок, западные экономики могут скатиться в рецессию.
Помощь Украине не прекратится, как и не рухнет ее экономика, однако западным правительствам может стать труднее – пусть не экономически, но политически – продолжать отправлять в Киев миллиарды долларов, пока собственные граждане страдают от роста цен и безработицы. Польша, Германия и Венгрия уже с трудом принимают новых украинских беженцев, и общий фон в Европе стал менее гостеприимным, когда отток людей из Украины усилился в связи с более массированными обстрелами со стороны России.
Кроме того, МВФ и Всемирный банк будут получать сигналы бедствия из других частей мира, в том числе из стран со средним и низким уровнем доходов. С ростом ключевых ставок резко возрастают их выплаты по долгам. По данным ООН, 54 таких государства уже испытывают «серьезные долговые проблемы». Их экономические страдания могут усугубиться, поскольку из-за повышения ставок ФРС дорожает доллар, а с ним и импортные продукты питания.
Запад поклялся поддерживать Украину до тех пор, пока российские войска не уйдут с ее территории. На этой неделе Джо Байден попросил Конгресс санкционировать выделение Киеву 37,7 миллиарда долларов чрезвычайной экономической и военной помощи. Но на достижение этой цели может потребоваться много времени и гораздо больше ресурсов, чем предполагалось в первые месяцы конфликта. Украинцы в своем сопротивлении России проявляют поразительную выдержку и изобретательность. Но они могут столкнуться с тем, что экономические трудности, вызванные этим вооруженным конфликтом, окажутся куда более труднопреодолимыми.
Раджан Менон,
The New York Times, США
«Советская Россия»
Последние новости
Заседание прокуратуры Чувашской Республики по вопросам здравоохранения
Обсуждение состояния законности и надзора в сфере медицинского обслуживания.
Уфа готовится к первому снегу
Городские службы начали обработку дорог для предотвращения гололеда.
Уфа готовится к зиме: обработка дорог началась
Местные власти принимают меры для обеспечения безопасности на дорогах.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку