Мотивировать деньгами
Депутаты работают над законодательными инициативами о мерах материального поощрения наставников на производстве.
Депутаты работают над законодательными инициативами о мерах материального поощрения наставников на производстве. В Федерации независимых профсоюзов России с этим предложением согласны, добавляя, что необходимо также организовать систему дотаций работодателям для стимулирования наставников. Тему обсудили на круглом столе в Совете Федерации. И словом, и делом Как отметил член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Николай Владимиров, в настоящее время потребность в возрождении института наставничества породила ряд общественных инициатив. Сформировалось общее понимание того, что система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания социальных лифтов, одним из катализаторов «технологического рывка» российской экономики.
Сегодня важно сосредоточить внимание на наставничестве в производстве. Возродить традицию, которая была утеряна 1990-е годы, но до этого функционировала в системе профессионально-технического образования и промышленной сфере. - Основная задача наставников - делиться уникальностью практических навыков, которые не могут быть в полной мере освоены в ходе образовательного процесса, освоения теории и краткой производственной практики, особенно при подготовке рабочих кадров. - А сейчас подготовка высококвалифицированных рабочих, инженерных кадров для реальной экономики -это одно из главных условий существенного повышения производительности труда. При этом наставниками, как правило, выступают люди старшего поколения - работающие пенсионеры, у которых большой опыт работы, высокая профессиональная квалификация, уровень образования.
Эта тенденция актуальна для отраслей, где высока доля работающих пенсионеров, в том числе для оборонно-промышленного, топливно-энергетического и транспортного комплексов. И сейчас меры материального поощрения, если они есть для наставника, зависят только от решения самого работодателя. Отчасти это обосновано, поскольку именно работодатель заинтересован в повышении квалификации специалистов. Однако спикер столичного парламента предлагает эту ситуацию изменить для тех наставников, кто работает, например, в стратегически важных отраслях экономики, а также предусмотреть меры поощрения для предприятий, поощряющих наставничество. - Мы рассматриваем несколько вариантов изменения федерального законодательства, в частности, изменение закона о социальной помощи, Трудового кодекса, Налогового кодекса, - говорит . - Что касается социальной помо щи, предлагаем предусмотреть в законодательстве ряд мер материального поощрения: определить ежемесячные выплаты наставникам, достигшим пенсионного возраста, работающим в стратегически важных отрасляхэкономики. Причем следует отнести эти выплаты к начислениям стимулирующего или компенсирующего характера, то есть исключить их из налогообложения. Еще одной мерой поддержки может стать уже для предприятия исключение из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль стоимости закупки необходимых для работы наставников учебных станков и другого оборудования, методической литературы, материалов. Это поможет стимулировать работодателя развивать институт наставничества, привлекать опытных работников к наставничеству молодежи, тех, кто пришел впервые на рабочее место или хочет пройти переквалификацию. -Эта деятельность занимает много времени, усилий. На практике работодатель обычно не склонен поощрять наставника рублем. В связи с этим ФНПР предлагает организовать систему дотаций работодателям для стимулирования наставников, а деятельность наставника должна быть оформлена дополнительным договором. Методом стимулирования наставников могут стать закрепленные в ТК РФ дополнительные гарантии, а также отдельные льготы и гарантии в коллективных договорах и соглашениях. Зампред ФНПР подчеркнул, что для профсоюзов тема наставничества профильная, так как «на наиболее крупных предприятиях, где выстраивается кадровая работа и есть профсоюзы, институт наставничества уже реализуется. Также профсоюзы предлагают рассмотреть три варианта оплаты производственной практики в интересах обучающегося: заключение работодателем с обучающимся срочного трудового договора - с поправками в законодательстве, сохраняя за ним статус молодого специалиста; заключение ученического договора; назначение повышенной стипендии от учебного заведения или работодателя. Зампред ФНПР отметил, что требуется внести изменения в ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации, чтобы молодые люди, прошедшие производственную практику, не потеряли право на статус молодого специалиста после окончания учебного заведения. Среди других предложений ФНПР - поправки в закон «Об образовании в РФ» о возможности прохождения практической подготовки у индивидуальных предпринимателей, в том числе в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые являются одной из форм ИП без образования юридического лица, с целью расширения числа мест для прохождения производственной практики.
Цена вопроса? Первый заместитель председателя комитета Госдумы по молодежной политике отметил, что нужны стратегические изменения как федерального, так и регионального законодательства в сфере наставничества, приведение базы к единому стандарту. Государство понимает, что при принятии на работу молодого выпускника или реализации программы наставничества у работодателя образуются определенные издержки, которые необходимо компенсировать конкретными гарантиями. В связи с этим принятие на законодательном уровне правовых норм, закрепляющих материальные компенсации или льготы для работодателей, является реальным стимулом к тому, чтобы молодые кадры были трудоустроены. От нас ждут конкретных действий и событий. Внедрение понятия «наставничество, четкое формулирование статуса наставника и закрепление за наставниками государственных гарантий позволит более активно внедрять институт наставничества в трудовые отношения и повысит уровень уверенности работодателя в эффективности данной системы. При этом есть ряд проблемных точек - например, как оценивать эффективность наставников? Могут ли эти меры применяться избирательно или будут закреплены за всеми наставниками? Идет обсуждение и «цены вопроса» - сколько платить за наставничество.
Последние новости
Важность правильного питания для здоровья
Как сбалансированное питание влияет на наше самочувствие и жизнь.
Изменения в денежном довольствии: что нужно знать
Новые параметры денежного довольствия были установлены для разных категорий граждан.
Снегопад в Чебоксарах: масштабные работы по уборке города
В результате сильного снегопада в Чебоксарах было мобилизовано более тысячи человек для очистки улиц.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований