Храмы на волжском берегу

Если бы чебоксар­ский Ни­коль­ский (Николаевский) девичий монастырь дожил до наших дней, ему испол­ни­лось бы 435 лет.

Если бы чебоксар­ский Ни­коль­ский (Николаевский) девичий монастырь дожил до наших дней, ему испол­ни­лось бы 435 лет.

В 1551 году для жителей Горной страны, среди населения которой было немало чуваш, по указанию Ивана Грозного был построен город-крепость Свияжск. Местные жители решили, что надо налаживать мосты. Для переговоров с рус­ским царем от Горной страны направили послов — Магмета Без­зубова и Ахкубека Тугаева. К сло­ву, в имени Ахку и в фамилии Ту­га­ев просматривается чувашское на­ча­ло. Так назывались чувашские дерев­ни Ахкулево (ныне Акулево в Че­боксарском районе) и Ах­ку­зо­во (ны­не в составе села Име­нево Крас­но­армейского района). Имя Тугай бы­ло широко распространен­ным, в настоящее время чувашские деревни Тугаево имеются в Ци­виль­ском, в Канашском и других районах.

29 мая 1551 года послы Горной стра­ны в сопровождении русского дво­ря­нина Григория Семеновича Пле­ще­ева из Свияжска отбыли в Моск­ву и 11 июня прибыли к царю. Пе­ре­говоры привели к тому, что Гор­ная страна вошла в состав России.

Россия была сильна христианской верой. В уездных центрах, где проживали иноверцы, стали строить церкви с монастырями, а всех «лутших людей» Иван Грозный призвал селиться в городах или около, чтобы они могли познакомиться с русским укладом жизни. Те, кто пожелал принять христианскую веру, вначале должны были пожить в монастыре, так считали священнослужители. В связи с чем предполагаю, что Троицкая церковь в Чебоксарах могла быть воздвигнута сразу же после прихода русских войск, то есть в 1552 году. (К примеру, в г. Свияжск Троицкую и Пречистой Богородицы церкви, ставшие монастырями, возвели в 1551 году в чистом поле на бугорке параллельно со стенами крепости.) К тому же русским воинам, расположившимся в Чебоксарах, тоже был нужен храм. А еще священно­служители по церковным канонам обязаны были в церкви проводить ритуалы, регистрировать браки, родившихся и умерших.

В летописях сообщается о том, что в 1584 году в Чебоксарах был построен женский монастырь. Главной иконой монастыря стал образ Николая Чудотворца, поэтому и монастырь, и главную его церковь стали именовать Никольским (Николаевским). Деревянное здание Никольской церкви было воздвигнуто на территории Чебоксарского кремля. Автору этих строк неоднократно приходилось всматриваться в гравюру голландского художника Н.К. Витсена, изобразившего Чебоксары середины 60-х годов XVII столетия, до начала восстания под предводительством донского казака Степана Разина. Витсен сделал свою зарисовку с противоположного берега Волги, исключив из своей картины мелкие подробности городского быта и устройства. Тем не менее на переднем плане хорошо просматриваются жилые постройки Чебоксарской крепости, церкви Свято-Троицкого мужского монастыря. На территории городского кремля видны купола и колокольни двух церквей. Одна из них находится перед домом воеводы. Это Введенский собор. Другая, Никольская, церковь расположилась по другую сторону, чуть выше от Введенского собора, ближе к Волге. Людям, прибывающим в Чебоксары по Московской дороге со стороны Москвы или Козьмодемьянска, вначале надо было миновать Николаевские въездные ворота. Так же называли и башню кремля — по расположению рядом Никольской церкви. Далее проезжали Введенскую башню — назвали по расположенному около нее Введенскому собору (ГИА ЧР. Ф. 2. Оп. 1. д. 8. Л. 416—418, 422—423, 495—497, 515—519).

В 1598 году со смертью царя Федора Ивановича пресекся род Рюриковичей. В России началась Великая смута. В битве за трон Романовы проиграли и оказались в опале. Многие из этого рода были высланы из Москвы в отдаленные города. В 1601 году в чебоксарский Никольский девичий монастырь прибыла опальная княгиня Мария Ивановна Шестова — бабушка будущего царя Михаила Федоровича Романова. Она прожила в монастыре до самой своей кончины.

Где же похоронена княгиня М.И. Шестова? Конечно же, на территории кремля, где работали и жили люди, не могли устроить кладбище. На городском кладбище Марию Шестову тоже не могли хоронить — из-за боязни кривотолков, ведь Смута на Руси продолжалась. Ближайшие ее родственники были под арестом, в опале и не могли распорядиться на сей счет. В то же время умерших священников, монахов или монахинь часто хоронили прямо в здании церкви. В связи с чем предполагается, что она могла быть похоронена внутри здания Никольской церкви. Правоту автора этой статьи могут подтвердить лишь раскопки, проведенные на старом месте, то есть на территории бывшего Никольского девичьего монастыря. Ныне на этом месте располагается чебоксарское исправительное учреждение.

В Чебоксарской крепости часто происходили пожары. Очередной произошел в 1690 году, через 106  лет с момента основания женского монастыря. Из-за скученности сгорело много деревянных построек, часть стен крепости, а также деревянные здания Николаевского девичьего монастыря. Некоторые колокола от падения с высоты раскололись, часть от высокой температуры расплавилась. После пожара Николаевский девичий монастырь было решено возродить на новом месте. Этим местом стал участок, где недавно были произведены раскопки (ныне сквер им. К. Иванова). В.Д. Димитриев в своей книге «Чебоксары. Очерки истории города конца XIII-XVII веков» предоставляет любопытную информацию: «Еще в XIX веке на колокольне Чебоксарского Никольского собора висел вседневный колокол с надписью: «Вылит колокол сей в Девичем монастыре 20 августа 1694 году». Это говорит о том, что после пожара колокола пришлось отливать заново. В 1720-х годах этот монастырь назывался так же, как и прежде — Никольский девичий монастырь. В штате числились два попа, один диакон, один пономарь, монахини во главе с игуменьей (НА РТ. Ф. 169. Оп. 1. Ед. хр. 1).

Вскоре следы девичьего монастыря теряются. В архивах сложно что-либо обнаружить. В Чувашской эн­ци­кло­педии в статье, посвященной Ни­коль­скому женскому мона­сты­рю, на­писано, что в 1760-х годах мо­нахи­ни были переведены в Свияжский Пред­те­ченский женский монастырь.

В Чебоксарах число церквей и прихожан в 1745—1760 годах, в связи с массовым крещением чуваш, значительно увеличилось, а главным собором продолжал оставаться только один — Введенский. У Никольского девичьего монастыря появились все шансы для того, чтобы стать в Чебоксарах вторым собором. При изучении архивных материалов удалось обнаружить, что с середины XVIII века Никольский девичий монастырь действительно стали именовать вторым Никольским собором. С таким статусом он просуществовал вплоть до середины XIX века. В те же годы Никольский монастырь стали именовать еще Предтеченским (по названию одного из престолов во имя Иоанна Предтечи), и под таким названием он сохранился вплоть до его сноса, до 1940 года.

Александр СТЕКЛОВ,
автор двухтомника «Сказание  о чувашах»,
лауреат премии «Общественное признание-2015»
в номинации «Я пишу и снимаю о городе».

Последние новости

Вторая годовщина присоединения новых регионов к России

Ключевые моменты и обсуждения в программе '60 минут' на канале 'Россия-1'

Празднование Дня учителя и Дня пожилого человека в одном мероприятии

Депутат Владимир Офаринов отметил важность труда педагогов и заботу о пожилых

Уборка урожая в Комсомольском округе: итоги и перспективы

Министр сельского хозяйства оценил результаты уборки в республике.

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Каменске-Шахтинском, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *