Весточка из прошлого
Старый центр Чебоксар таит в себе немало исторических загадок, и раскрываться они, похоже, будут еще долго.
В конце прошлой недели при проведении плановых работ специалисты предприятия «Дорисс» наткнулись на человеческие останки. Как и полагается в таких случаях, сообщили в правоохранительные органы и Министерство культуры. Работы на данном участке были приостановлены до выяснения обстоятельств.
Прибывшие на место археологи практически сразу озвучили предположение, что это могут быть древние захоронения располагавшегося на данной территории Благовещенского храма. Ведущий научный сотрудник института гуманитарных наук Наталья Березина рассказала, что проглядываются разрезы нескольких погребений, причем расположены они достаточно плотно и в несколько ярусов. В останках есть кости как взрослых, так и детей. Это, скорее всего, говорит о том, что церковный погост рос, а когда земли стало не хватать, захоронения начали располагать друг над другом. А со временем на территории кладбища появилась городская застройка. Об этом могут свидетельствовать обнажившиеся элементы кирпичных стен, причем как советского времени, так и более старые. Когда попробовали зачистить одну сторону ямы, рассказывает Наталья Степановна, обнаружили культурный слой более чем в два метра. То есть с точки зрения истории это могут быть очень ценные для изучения участки. История города того периода, к сожалению, очень плохо изучена, архивных источников почти не сохранилось, поэтому хотелось бы попытаться хоть что-то восстановить по вдруг всплывшим ценным весточкам из прошлого.
Минуло уже четыре десятилетия, как не осталось старых зданий на нижней части улицы К. Маркса, сейчас трудно сказать, что находилось на месте нынешней находки, говорят в Чебоксарской епархии. Но судя по территориальному расположению, возможно, это действительно место бывшего Благовещенского женского монастыря, который в XVII веке находился на южной окраине города, полагает настоятель храма Рождества Христова протоиерей Сергий Пушков. Позднее монастырь был упразднен, и вместо него была организована приходская Благовещенская церковь. В честь нее, кстати, получила название и улица, которая стала главной в городе. Известно, что старостой храма был знаменитый чебоксарский промышленник и купец Прокопий Ефремов. Вместе с сыновьями он и начал застраивать Благовещенскую улицу семейными особняками. Если же говорить о некрополе, то тут мы можем только предполагать, что это захоронение бывшего Благовещенского монастыря и приходской церкви. Потому что в те времена была традиция хоронить за алтарем храмов не только священников, но и почетных граждан города, в том числе купцов и мещан. Скорее всего, строители сейчас и наткнулись на эти захоронения, но последнее слово в этом вопросе все-таки должны сказать ученые-археологи, считает Сергий Пушков.
Жизнь есть жизнь, говорят в Чебоксарской епархии и вспоминают историю со строительством гимназии № 5, когда при рытье котлована также было найдено захоронение. Общеизвестно, что в районе ДК им. Ухсая и пятой гимназии когда-то было городское кладбище. Строители тогда обратились в епархиальное управление, и митрополит Варнава дал благословение на перезахоронение. Над останками, как и полагается по православным традициям, был проведен чин отпевания, и они были погребены в другом месте.
Справка
Церковь каменная с главным престолом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена в Чебоксарах в 1684 году, освящена 23 января 1689 года. У храма были два придела: правый — во имя святого апостола Иоанна Богослова, левый — во имя Божией Матери Смоленской.
Был при Благовещенской церкви и женский монастырь, который официально упразднили в 1764 году, но фактически он существовал вплоть до 1773 года, а затем был объединен с Никольским женским монастырем. Благовещенский девичий монастырь каменной постройки с церковью в два придела имел 25 келий, в состав общины входили игуменья и 37 рядовых монахинь. Ни вотчин, ни угодий у монастыря не было, монахини жили за счет рукоделия и мирских подаяний.
В 30-е годы XIX века колокольня Благовещенской церкви начала отклоняться от вертикального положения, однако освидетельствовавший ее состояние губернский архитектор нашел уклонение «не опасным». Но простояла в таком виде колокольня недолго: по причине ветхости ее разобрали. В 1867 году на средства купцов Прокопия Ефремова и Сергия Козьмина-Щербакова была возведена новая колокольня с десятью колоколами. В те же годы меценат Прокопий Ефремов распространил придельный храм по левую сторону церкви, продлив оный на три сажени для симметрии с придельным храмом по правую сторону церкви. Обнес храм каменной оградой, приукрашенной железными решетками. Построил каменную часовню во Имя святого великомученика Иоанна Воина. Со временем деревянные дома при Благовещенской церкви, в которых жили дьякон, причетник, священник, пришли в негодность. В 1869 году П.Е. Ефремов за свой счет построил при церкви двухэтажный дом для священнослужителей, а к дому местного протоиерея пристроил новую каменную половину вместо бывшей деревянной. Затраты по строительству дома и придела составили свыше 2,7 тыс. рублей. В 1898 году Чебоксары посетил архиепископ Казанский Арсений. В своем обращении к прихожанам он похвалил старосту Благовещенской церкви Прокопия, заявив, что тот своим усердием сделал данный храм лучшим в городе.
В начале 30-х годов XX столетия Благовещенскую церковь решили снести и построить на ее месте гостиницу «Волга». А улицу Благовещенскую переименовали в улицу Карла Маркса.
Михеева Любовь Геннадьевна КорреспондентПоследние новости
Экспорт Чувашии растет на фоне международной кооперации
В республике внедряются новые программы для поддержки экспортной деятельности.
Инвестиции в электросетевое хозяйство Чувашии достигли рекорда
В 2024 году вложения ПАО «Россети Волга» значительно увеличились.
Создание национального центра спортивной медицины в России
Путин поручил ФМБА улучшить медицинское обеспечение спортсменов
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку