Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение
Связанное с нарушением социальной адаптации, речевой функции и психического развития заболевание, известное как аутизм, становится все более распространенным. Даже несмотря на то, что происхождение этого заболевания до конца не ясно, ранняя диагностика и лечение имеют большие шансы на успех. Основная цель терапии заключается в обучении и социализации ребенка.
Согласно статистике, в США пропорция детей, страдающих аутизмом, составляет одного ребенка на 88 (или одного аутиста на 52 мальчика и 250 девочек). Возрастающее количество случаев аутизма вызывает серьезные опасения, но специалисты все еще не могут объяснить, что вызывает эту проблему.
В России официальных данных по этому поводу нет, поскольку такой учет не ведется, но по приблизительным оценкам, их число составляет десятки тысяч. Проблема диагностики и коррекции аутизма становится в первую очередь задачей родителей, так как медицинские учреждения России не мотивированы на это дело.
Специалисты утверждают, что аутизм является многофакторной проблемой, и нет одной единственной причины, которая могла бы вызвать это заболевание.
Список возможных причин возникновения аутизма включает:
- генетические изменения;
- поражения центральной нервной системы, такие как энцефалит или аномальное развитие отделов мозга;
- гормональные нарушения и нарушения обмена веществ;
- воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
- отравление ртутью (включая вакцинацию ребенка);
- чрезмерное употребление антибиотиков;
- химическое воздействие на организм матери во время беременности.
Несмотря на то, что не всё ещё ясно, насколько указанные факторы могут стать причиной аутизма у детей, очевидно, что для детей, у которых есть генетическая предрасположенность к данному заболеванию, любое серьезное воздействие на их здоровье, такое как сильный испуг или перенесенная инфекция, может привести к аутизму.
Родителям, воспитывающим ребенка-аутиста, необходимо проявлять особое терпение и последовательность в процессе его обучения и воспитания. Для создания спокойной обстановки в доме следует заботиться не только о ребенке, но и о собственном психическом состоянии, отдыхая и проконсультируясь с психологом относительно правильного воспитания и развития ребенка.
Родители должны помочь аутисту адаптироваться в обществе не только дома, но и в других местах, таких как улица, детский сад или школа. Упорно и мягко преодолевая сопротивление ребенка и его нежелание общаться, родители должны показать, что общение словами, игры со сверстниками и другие виды общения возможны для него.
В этом процессе родительская поддержка и помощь играют ключевую роль в деле воспитания и адаптации ребенка с аутизмом.
Медикаментозного способа лечения аутизма не существует. Его можно использовать только для устранения отдельных симптомов.
Основное применение медикаментов при аутизме – устранение неприемлемых поведенческих реакций: аутоагрессия, агрессия, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства, повышенная двигательная активность. В этих случаях используют нейролептики и психостимуляторы.
Однако не следует злоупотреблять психотропными препаратами при аутизме. Лечение, подавляющее признаки аутизма у детей и делающее их жизнь внешне безопаснее, может привести к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.
Дисбактериоз, вызванный неправильной работой кишечника у детей с аутизмом, может быть лечен пробиотиками, которые восстанавливают полезную микрофлору в кишечнике.
Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот может быть исправлен приемом лекарственных комплексов, содержащих витамины: С, Е, В6, В12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.
Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражительность в кишечнике и успокаивает психику.
В случае, когда поджелудочная железа не выделяет достаточное количество гормона секретина, введение этого гормона может оказать положительный эффект на общее состояние больного и концентрацию внимания.
Нормализация стула и более эффективное усвоение пищи достигается за счет использования пищеварительных ферментов.
Избыточное количество дрожжевых грибков и патогенных бактерий, слабый иммунитет и дисбактериоз могут потребовать лечения антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными препаратами.
Лечение аутизма часто включает иммуностимулирующую терапию. Детям с аутоиммунными заболеваниями необходимо особое лечение с применением стероидов и иммуноглобулинов.
При избыточном содержании тяжелых металлов в организме может быть применено хелирование – метод вывода этих металлов при помощи специальных препаратов, таких как димеркаптосукциновая кислота (DMSA).
Для облегчения проявлений аутизма может помочь особый режим питания, который включает в себя следующие рекомендации:
- Избегайте пищи, содержащей казеин (молоко) и глютен (пшеница, рожь, овес, ячмень).
- Не употребляйте продукты, содержащие консерванты и красители.
- Придерживайтесь бездрожжевой диеты.
- Снизьте потребление сахара.
- Употребляйте больше пищи, содержащей клетчатку.
- Пейте много воды.
- Отдайте предпочтение белковой пище перед углеводной.
Соблюдение этих простых правил позволит уменьшить проявления аутизма и улучшить качество жизни людей, страдающих этим расстройством.
При аутизме у детей может быть нарушен баланс многих веществ, независимо от выбранной диеты. Содержание некоторых веществ может быть недостаточным, таких как витамины A, E, C, B6, B12, B3, фолиевая кислота, магний, таурин, а также микроэлементы: цинк, селен, марганец, молибден, хром и ванадий. Уровень адреналина, норадреналина, дофамина может быть не в норме, также может быть повышенная концентрация опиатоподобных гормонов (эндорфинов). В организме ребенка с аутизмом может наблюдаться избыток тяжелых металлов, таких как ртуть, олово, алюминий, мышьяк и сурьма.
Подходы к лечению аутизма, как поведенческие, так и лекарственные, всегда индивидуальны. Перед применением каких-либо лекарств необходимо провести анализы для определения сопутствующих аутизму проблем. В лечении аутизма должен заниматься только врач. Диеты и лекарственная терапия могут не помочь всем детям с аутизмом, поэтому необходимо следить за эффективностью такого лечения.
Признаки и симптомы аутизма, которые можно заметить у детей
Для того, чтобы сразу обнаружить аутизм у детей, нужно следить за их поведением, а также фиксировать все нетипичные проявления для детей того же возраста. Обязанностью родителей является первыми замечать любые изменения в поведении ребенка.
В целом, аутизм относится к группе заболеваний, которые имеют общие симптомы, и известен как расстройство аутистического спектра. Эти симптомы становятся более заметными, когда ребенок достигает возраста в полтора-два года. Они перечислены ниже:
-
Нарушение речи.
За этим симптомом следить нужно внимательно, поскольку часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, в то время как другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети, которые еще не достигли 12 месяцев, могут не гулять или издавать одни и те же звуки. У двухлетних детей-аутистов обычно крайне бедный словарный запас, который составляет около 15 слов. В 3 года они почти не могут комбинировать слова. Кроме того, дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, при этом многие не используют речь для общения. Они, также, описывают себя в третьем лице, не используя личные местоимения или обращения.
-
Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с родителями.
Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.
-
Проблемы в социализации.
Ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, находясь среди других людей, и с годами испытывает тревогу. Так называемые «дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками и не могут построить дружеские отношения как не понимают эмоции других людей и правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое защищает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.
-
Приступы агрессии.
Любое расстройство или неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессивное поведение у детей-аутистов может быть направлено как на других людей, так и на самих их, причем это происходит у 30% больных.
-
Слабый интерес к игрушкам.
Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке, или не сможет заменить ложку на палочку. Он может только повторять действия, которые кто-то уже делал перед ним. Проявления аутизма у детей могут проявляться в нестандартном использовании игрушек, а также в приверженности к только одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.
-
Стереотипное поведение и боязнь перемен.
Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются и могут впадать в агрессию. Реакция такого рода может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставил игрушки на полке.
Все случаи заболевания детским аутизмом являются уникальными и индивидуальными. У некоторых детей аутизм может проявляться через все перечисленные симптомы, в то время как у других он может проявляться только через некоторые особенности поведения и речи. Существуют и более легкие формы заболевания, при которых аутисты заканчивают школу, создают семью и работают. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм быстро диагностируется докторами.
Детский аутизм можно распознать не только по поведенческим признакам, но и по физическим и физиологическим. Не все эти признаки встречаются у каждого ребенка, но все же существует тенденция к возникновению этих особенностей.
Некоторые из физических и физиологических признаков аутизма у детей включают в себя:
- Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
- Судороги.
- Ослабленный иммунитет.
- Синдром раздраженного кишечника.
- Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
- Нарушение функций поджелудочной железы.
Диагностика аутизма у детей: ключевые моменты
Определение аутистического спектра расстройств у детей возможно, если обнаружены трое из следующих симптомов: трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение. Особенно важно учитывать, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.
Для более точного выявления аутизма у детей используется две международные классификации психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 и DSM-5. Для точной медицинской диагностики необходимо наличие у ребенка не менее шести симптомов.
Для подтверждения диагноза специалист по данным видам заболеваний или нейропсихолог проводит исследование. Родители также указывают на особенности поведения ребенка и отвечают на вопросы из Опросника для диагностики аутизма (ADI-R). Для получения более детальной информации используется шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS). Если ребенка госпитализируют, то используют Оценочную шкалу детского аутизма (CARS). Эти базовые методы диагностики активно применяются в США и Европе.
В России диагностика аутизма у детей представляет сложность из-за отсутствия стандартов и соответствующего обучения медицинских специалистов. Нерегулярное поведение ребенка, заподозрить которое педиатр не всегда может, а также редкость сообщения об этом факте со стороны родителей, могут послужить причиной затруднительной диагностики. В случае подозрения на детский аутизм проводится медицинская комиссия, в состав которой входят невролог, психиатр, психолог и представитель узкого специалиста по болезням аутистического спектра. Кроме того, на комиссии должны присутствовать родители и воспитатели (если ребенок посещает детский сад).
Одна из самых сложных задач при диагностике аутизма заключается в дифференциации его из заболеваний, которые имеют похожие симптомы, особенно в раннем детском возрасте. В России проблема состоит также в нередких ошибках диагностики. Данная проблема является серьезной, поскольку аутизм у детей не лечится так же, как умственная отсталость или шизофрения. Неправильное лечение может лишить ребенка надежды на нормальную жизнь навсегда.
Дифференциальная диагностика аутизма против других заболеваний
В настоящее время детский аутизм, также известный как синдром Каннера, является самой распространенной разновидностью расстройств аутистического спектра (РАС). Однако он отличается от других форм РАС, таких как синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм. Несмотря на то, что синдром Аспергера более легкий по сравнению с детским аутизмом, пациенты по-прежнему испытывают трудности в общении и понимании других людей. Высокофункциональный аутизм также отличается от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.
Еще один вид РАС - детское дезинтегративное расстройство (ДДР), также известное как регрессивная форма аутизма. Хотя это наиболее опасный вид аутизма, наблюдается наибольший рост заболеваемости. ДДР обычно обнаруживается после 4 лет, когда в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма, а затем регресс развития. С помощью усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.
Если ребенок не смотрит в глаза другим людям, ведет себя отстраненно и не отвечает на вопросы, то следует проверить, все ли в порядке с его органами чувств, особенно если отсутствует ритуальное поведение. Нарушение слуха и зрения может быть другой возможной причиной этих симптомов.
У детей, страдающих умственной отсталостью, упрощается взаимодействие с миром. Они легче находят эмоциональный контакт, играют с игрушками и не проявляют склонность к однообразным движениям в раннем детском возрасте. В отличие от аутизма, у детей с умственной отсталостью отсутствуют специфические речевые расстройства.
Шизофрения довольно сложна в дифференциации с аутизмом, из-за схожести их симптомов. Тем не менее, детская шизофрения является гораздо более редким заболеванием, которое возникает после трехлетнего возраста. Галлюцинации, бредовые состояния проявляются у детей с шизофренией, однако их интеллект и речь страдают меньше, чем у детей с аутизмом.
Психическая и физическая отсталость вызывается госпитализмом (депривационный синдром), заболеванием, которое возникает из-за изоляции ребенка от матери. Дети, которые с рождения находятся в детских домах, или страдают от равнодушия и холодности своих родителей, подвержены этому заболеванию.
Чем раньше у ребенка будет выявлен аутизм, тем больший эффект даст терапия заболевания, помогая ребенку стать частью социума.
Как лечить и корректировать аутизм у детей
Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, разработанных для лечения аутизма у детей. Среди наиболее популярных — «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие, созданные в США. Основная идея каждой из методик заключается в обучении детей определенным сценариям поведения и активном общении с ними. Однако, чтобы снизить проявления аутизма у ребенка, необходимо родителям уделить большое внимание и старание.
К сожалению, в нашей стране пока недостаточно специалистов, которые занимаются аутистами в соответствии с существующими методиками. Но это не должно быть поводом для отчаяния. Необходимо найти знающего психиатра и продолжать работу с детьми в коррекционных учебно-воспитательных учреждениях, в школах и в детских садах. Индивидуальная терапия — это забота, прежде всего, родителей, независимо от того, где они живут.
Для коррекции аутизма у детей родителям следует придерживаться нескольких основных рекомендаций:
- Для привития необходимых жизненных навыков необходимо частое повторение одних и тех же действий. Даже если ребенок уже научился чему-то, например, чистке зубов, важно повторять урок с ним снова и снова.
- Важен строгий режим дня у аутиста, который следует соблюдать без исключений.
- Нельзя допустить резких изменений в обстановке и привычках ребенка.
- Регулярное общение с ребенком и проведение с ним максимально возможного времени являются необходимыми.
- За контактом с ребенком можно научиться при помощи постоянных повторений и обращений к нему, однако, не стоит повышать голос, ругать или наказывать ребенка.
- При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
- В случае затруднений в речевом взаимодействии, возможен обмен карточками, картинками.
- Ребенка следует предупреждать о переутомлении и устраивать перерывы между занятиями и играми, давая ему возможность побыть в уединении.
- Регулярные физические упражнения помогают снять стресс и способствуют физическому развитию.
- Не стоит подавлять инициативу ребенка и торопить его выполнить определенные действия.
Фото: freepik.com