Где купить фермерские продукты: навигатор по оптовым и розничным торговым точкам

Где купить фермерские продукты: навигатор по оптовым и розничным торговым точкам

Фермерство в России – сравнительно молодой сектор экономики, ему около тридцати лет. Как и за рубежом, экологически чистые продукты уже начинают набирать популярность, но пока еще не так широко распространены.

Фермеры выращивают растительные продукты без использования агрессивных химических удобрений, а мясные и молочные животные откармливаются на экологически чистых кормах, выращенных на местных фермах.

Гастрономические продукты имеют небольшой период хранения и не содержат промышленных консервантов, чтобы сохранять свойство свежести. Несмотря на то, что экологически чистые продукты еще не столь распространены в России, их популярность только растет и, вероятнее всего, станет еще более значительной в ближайшем будущем.

Фермерские продукты и политика

В советские времена импортная сельскохозяйственная продукция была труднодоступна и считалась более качественной, чем отечественная. Однако на рубеже веков ситуация кардинально изменилась. Согласно экспресс-исследованию фирмы «Инкомаркет», проведенному в Москве в конце 1999 года, 75,3% респондентов отдают предпочтение отечественным продуктам питания, в то время как лишь 3,1% выбирают импортные продукты. Данные за 1999 годы указывают на то, что на тот момент не было ярко выраженной патриотической составляющей как в опросах последних лет. Однако в настоящее время около 20% респондентов на вопрос о причинах выбора отечественных продуктов питания мотивируют свой выбор патриотизмом.

К сожалению, российские производители продуктов питания, стремясь к снижению затрат, стали использовать более дешевое, а значит, менее качественное сырье, чаще всего импортное. Таким образом, многие отечественные продукты питания стали быть похожими на импортные продукты с красивой упаковкой, долгим сроком хранения, но без вкуса и пользы.

Данные за 2000, 2005 и 2009 годы показывают, что вопрос качества отечественных продуктов питания является крайне острым. Однако по Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной в январе 2010 года Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым, производство отечественных продуктов питания должно составлять 80% к 2020 году.

Несмотря на то, что импортозамещение – это долгий процесс, российский фермерский сектор имеет возможность в полной мере реализовать свой потенциал. В 2015 году государство выделило более 3,4 миллиардов рублей на субсидирование животноводческих ферм и крестьянских хозяйств, что позволяет рассчитывать на рост производства отечественных продуктов питания и увеличение доли их на рынке.

Фермерская продукция находится в центре внимания сегодняшних дней. Это вызвано интересом двух главных категорий потребителей: тех, кто беспокоится о своем здоровье и здоровье своей семьи, и тех, кто обеспокоен экологией. Фермерская продукция обладает следующими качествами:

  • Персональная ответственность продавца;
  • Частые поставки в небольших партиях, где гарантируется свежесть продукции;
  • Сезонность;
  • Натуральный внешний вид благодаря отсутствию красителей.

Современные покупатели привыкли к рекламе и внешнему виду продуктов супермаркетов, что может привести к тому, что фермерам приходится убеждать их попробовать молоко с молочным запахом или "неказистые" фрукты с червоточинкой. Если убедить их, то востребование явно указывает на критерии здорового выбора. Союз органического земледелия сообщает, что 21% россиян хорошо осведомлены о производстве и потреблении экологически чистых продуктов питания и стремятся к их покупке. Из них 45% - молодые мамы, 30% - приверженцы здорового образа жизни, 10% - люди, чье здоровье требует тщательного следования к качеству питания, 10% - люди с высоким доходом и 5% - люди, которые хотят всегда следовать модным трендам.

Хотя фермерская продукция и органическая продукция должны быть one and the same, не так все просто. К сожалению, в России пока нет законодательной нормы, которая бы определяла, какая фермерская продукция может быть названа органической, то есть созданной без вредных веществ и технологий, которые могут негативно повлиять на здоровье. Это имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, есть возможность найти фермера, который продает на самом деле органические продукты, но не завышает цены. С другой стороны, могут быть случаи, когда маркировка "organic food" используется безо всяких оснований, продукция остается не проверенной, а цены повышаются на 50% или даже больше. Поэтому вопрос: где найти добросовестного поставщика для постоянных закупок, остается индивидуальным, поскольку единого рецепта нет.

Как приобрести фермерскую продукцию в Москве?

Москва предоставляет множество возможностей для приобретения качественных продуктов, но не все из них являются стабильными. Поэтому хорошо быть осведомлённым о нескольких вариантах, находящихся рядом с домом или работой.

Ярмарки выходного дня - это один из вариантов. В 2016 году, они начали работать в Москве с 1 апреля. Крупнейшие из них находятся в Кузьминках (108 мест) и Хамовниках (72 места). В общей сложности, в Москве есть 102 площадки, полный официальный перечень которых можно найти на сайте Департамента торговли и услуг. Обычно, здесь торгуют фермерскими товарами, которые достаточно разнообразны и доступны из 50 регионов России. Они также имеют умеренные цены и возможность заказать продукцию на следующие выходные. Однако, у этих ярмарок есть свои минусы, такие как сезонность, ограниченное количество продавцов и не всегда удаётся купить нужное количество товаров.

Рынки сельхозпродукции также являются вариантом покупки экологически чистых продуктов. Некоторые ранее существовавшие магазины были закрыты, но все ещё есть некоторые солидные бренды, например, Даниловский и Дорогомиловский рынки. Кроме этого, существуют более молодые, но популярные и доступные по ценам рынки, такие как фермерский рынок на Каширке, Коптевский и Кунцевский сельскохозяйственные рынки. Плюсом является продуктовая направленность, а также всесезонность и ежедневная работа. Однако, здесь бывает сложно сориентироваться на больших площадях.

Универсальный рынок привлекает многих, т.к. это помогает сделать покупки для всей семьи в одном месте. Однако, здесь доступен не самый большой выбор продуктов и их производителей часто трудно проверить. Известные рынки такого формата это Рижский, Преображенский, ТСК «Сколково» и ТК «Садовод».

Специализированные магазины фермерской продукции также пользуются популярностью, особенно в спальных районах. Недостатком здесь является то, что эти торговые точки неустойчивы, и неожиданно исчезают. Более устойчивым вариантом является интернет-торговля фермерскими продуктами, что влечет за собой выбор товара по картинкам и отзывам. Также одним из преимуществ интернет-торговли является возможность оплаты банковскими картами. Но, к сожалению, при этом теряется личный контакт с продавцом. Частично этот недостаток можно компенсировать ведением страниц в социальных сетях.

Хотя система торговли фермерскими продуктами в столице ещё не отлажена, интерес к экологически чистым продуктам постоянно растёт, и этот бизнес является одним из самых перспективных.

Оптовые закупки фермерских продуктов являются залогом успеха для представителей ритейла, ресторанного и гостиничного бизнеса, частных санаториев и реабилитационных центров. Существует несколько способов осуществления закупок:

  1. Напрямую у фермера – на личной договоренности или на оптовых рынках, как, например, оптово-продовольственный центр "FOOD-CITY" или оптово-продовольственный рынок "Отрадное". Данный вариант является наиболее гибким и универсальным, но требует тщательной предварительной проработки.
  2. У перекупщиков – перекупщики берут на себя всю коммуникацию с фермерами, но это стоит дополнительных денег, а фактический объем услуг, как правило, минимален. Данный вариант можно рекомендовать как запасной.
  3. Через потребкооператив – сбытовые кооперативы осуществляют продажу продукции, ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции. Таким образом, сбытовые кооперативы выполняют значительную часть работы, на которую у фермеров нет ресурсов. При этом данная схема закупок удобна для ритейловых компаний, которые могут отправить продукцию на прилавки. Однако, для менее крупных закупщиков, данный вариант может оказаться дорогим и невыгодным.
  4. На электронной площадке сбыта сельхозпродукции – это каналы сбыта, которые создаются при поддержке государства. Например, Фонд содействия развитию сельского хозяйства «Единый центр развития сельского хозяйства», создал портал «РОСАГРОТОРГ.РФ», который помогает наладить связи между поставщиками и торговыми сетями, обеспечивает безопасность взаиморасчетов, организует грузоперевозки. На портале возможна организация бесплатного виртуального магазина, а также есть поиск по продуктам и регионам. Недостатком данного портала является минимум функций и бросающаяся в глаза шаблонность.

В настоящее время производителям и потребителям фермерских продуктов сложно найти друг друга на рынке и установить длительные отношения. Фермеры, объединенные в сбытовые кооперативы, выполняют значительную работу, но меньшая инфраструктура позволяет им реализовывать продукцию только в ограниченном количестве регионов. В этом случае на помощь приходят электронные порталы и оптовые рынки, которые позволяют наладить связи, сохранить качество товаров и услуг, а также увеличить объем предложения на рынке.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *