Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки
В условиях экономического кризиса руководители предприятий и ИТ-директоры задаются вопросом о ключевых показателях эффективности информационных технологий (ИТ) и возможных путях улучшения этих характеристик. Очевидно, что оборудование и программное обеспечение зачастую требуют постоянных инвестиций, которые не всегда окупаются.
В 2013 году по итогам конференции издательского дома «Открытые системы» было выявлено, что ИТ-менеджмент в России становится полноправным инструментом решения бизнес-задач. Это соответствует мировым тенденциям, подтвержденным исследованием The 2013 Gartner CEO and Senior Executive Survey, согласно которому 70% руководителей проявили глубокое понимание важности управления IT-активами, а 31% планировали уделить больше внимания этому направлению.
В то же время многих пугает, что управление постоянно растущей и совершенствующейся ИТ-инфраструктурой предприятия является сложным процессом, требующим специальных знаний, технологий и привлечения сертифицированных специалистов. Однако пренебрежение этой стороной развития бизнеса может привести к серьезным последствиям, таким как использование нелицензионного программного обеспечения, что ведет к критическим сбоям в работе и проблемам с правоохранительными органами, потеря и утечка важной информации, неоправданно высокие расходы на IT-обеспечение, снижение эффективности бизнес-процессов за счет недостаточной IT-поддержки, а также снижение скорости и качества коммуникаций с деловыми партнерами и клиентами.
Верховенство IT-активов в настоящее время делает образование управления этими активами обязательным. К IT-активам следует отнести инфраструктуру (аппаратное обеспечение), лицензионное программное обеспечение, контракты с поставщиками и финансы. Однако каждой организации требуется решить, как управлять активами по своим потребностям и предполагаемой прибыли.
Управление IT-активами включает множество задач, которые включают:
- инвентаризацию (важно получить комплексные результаты не только в виде бухгалтерской информации, но и в качестве характеристик конфигурационных единиц – КЕ);
- непрерывный мониторинг – от приобретения до списания (учет действительных и недействительных лицензий, контрактов на лизинг, закупку и поддержку программного и аппаратного обеспечения, используемых и неиспользуемых, устаревающих и невостребованных активов);
- анализ и разнесение затрат по ключевым точкам расходов и бюджетам;
- выставление счетов;
- создание прозрачной отчетности для возможности сравнения себестоимости текущих закупок с рынком;
- оптимизацию процесса закупок (бюджетирование, стратегическое планирование, снижение и возмещение затрат).
Вся процедура управления IT-активами может и должна быть автоматизирована, для чего разработаны различные модульные решения. Выбор модулей зависит от необходимой глубины охвата процесса и требуемого уровня автоматизации, а также целей и задач, размера бюджета, сроков внедрения и стратегии развития.
Мировой опыт по управлению IT-активами на данный момент собран в библиотеке IBPL, которая была создана Международной ассоциацией менеджеров по управлению IT-активами (International Association of Information Technology Asset Managers, IAITAM). Также ориентиры приведены в международных стандартах ISO/IEC 20000, ISO/IEC 19770, COBIT, ITIL.
ISO/IEC 20000 – это международный стандарт, который определяет требования к компаниям, оказывающим IT-услуги. Он используется в работе таких высокотехнологичных организаций, как системные интеграторы, банки, страховые компании, интернет-провайдеры и разработчики программного обеспечения. ISO/IEC 19770 – это стандарт, который позволяет выстроить бизнес-процессы в компании таким образом, чтобы в них могло быть задействовано только лицензионное ПО. COBIT – это стандарты, которые определяют задачи информационных и смежных технологий. В них описываются цели и принципы управления, объекты управления, даются определения IT-процессов и требования к ним, а также описываются возможные инструменты реализации последних. ITIL – это британская библиотека лучших практических способов организации работы IT-подразделений и IT-компаний. На сегодняшний день она фактически является международным стандартом в описании фундаментальных процессов управления ИТ-услугами. На базе ITIL созданы структурированные подходы к управлению IT-услугами в ведущих подразделениях компаний Hewlett-Packard, IBM и Microsoft.
На сегодняшний день изучение теоретической базы по вопросам управления IT-активами доступно при обучении на специальностях «ИТ-менеджмент» в крупных технических вузах. К сожалению, не каждый IT-директор и генеральный директор предприятия владеют такими знаниями. Тем не менее, воплощение передовых идей управления IT обеспечивает эффективность ИТ-инфраструктуры всего предприятия.
Если вы решите внедрить процессы управления ИТ-активами, то на практике сможете получить следующие преимущества:
- Большую эффективность при управлении бюджетом;
- Качественное и стратегическое планирование;
- Надежное соответствие регулирующим требованиям;
- Определение путей снижения затрат и возможность их возмещения.
Решить проблемы управления ИТ-активами - задача для всех компаний. К некоторым самостоятельно это удается, но если вы хотите поднять на новый уровень управление ИТ-активами крупного холдинга, то вам необходимо обратиться за помощью к профессионалам.
Оценка рынка услуг менеджмента в информационных технологиях
Судя по данным IDC, российский рынок IT-услуг на 2015 год не самый привлекательный - долларовый сегмент, по их оценкам, снизится на 10%. Однако менеджмент в сфере информационных технологий все еще пользуется высоким спросом. Согласно IDC, запросы на управление IT-активами не снижались даже в кризисный 2008 год.
Согласно мировой тенденции, генеральный директор, а не IT-директор, становится главным заказчиком IT-сервисов в компаниях.
Рейтинг IT-компаний России
Если вы ищете компанию, которая поможет вам управлять вашими IT-активами, то вы, вероятно, задумываетесь о том, как выбрать ту, которая обладает всесторонним знанием в области информационных технологий, имеет партнерские отношения с лучшими поставщиками оборудования и программного обеспечения, а также гарантирует конфиденциальность и защиту вашей информации. На рынке уже давно существуют и известны следующие крупные компании:
Компания КРОК была основана в 1992 году. По данным IDC, КРОК лидер на российском рынке информационных технологий в сегменте системной интеграции с долей рынка 16,1%. Общее число сотрудников компании превышает 2 200 человек, и более 75% из них - технические специалисты, обладающие в совокупности более 4 400 профессиональных сертификатов.
Всемирно известный партнерский список более чем 200 производителей программного и аппаратного обеспечения даёт возможность КРОК создавать комплексные решения, объединяющие в себе инфраструктуру и автоматизацию бизнес-процессов. Кроме того, КРОК имеет Центры решений, где клиенты могут протестировать новейшие технологии в рамках своих бизнес-задач. Такие Центры решений есть у таких партнеров, как EMC, HP, Hitachi Data Systems, EON Reality, Symantec, Dell. Каждый год компания реализует 2 000 проектов для корпоративных заказчиков, среди которых такие крупные компании, как "Альфа-Банк", "Райффайзенбанк", "Башнефть", "Сургутнефтегаз", X5 Retail Group N.V., "АШАН", "ИНТЕР РАО ЕЭС", "РЖД" и многие другие.
Компания КРОК продолжает развиваться динамично: ее оборот в 2013 году составил 27 млрд руб.
Компания IBS была основана в 1992 году, и уже сейчас она занимает лидирующие позиции в первой пятерке различных отраслевых рейтингов. Группа компаний IBS имеет более 10 000 сотрудников, которые работают на всей территории мира. Она сотрудничает как с западными, так и с российскими поставщиками АО и ПО. Компания также предлагает широкий спектр услуг в области информационных технологий, включая разработку и внедрение ПО, бизнес-приложений и консалтинговые услуги в сфере ИТ. Кроме того, IBS предоставляет услуги ИТ-аутсорсинга.
Центр корпоративных внедрений и поддержки решений 1С также работает в компании. Её клиентами являются крупные предприятия, такие как «Росатом», «Газпром», Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, IBM, Dell, AMD, Ford и многие другие. Консолидированный оборот в 2014 году составил $903.6 млн.
Компания «Техносерв» была основана в 1992 году и уже много лет успешно занимается хранением и обработкой данных, мониторингом и построением ИТ-инфраструктуры, обеспечением информационной безопасности, а также ИТ-аутсорсингом и другими направлениями работы.
Компания имеет представительства в разных городах России и стран СНГ. Среди клиентов «Техносерва» такие крупные компании, как «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и многие другие.
За прошедший 2013 год компания «Техносерв» заняла одно из лидирующих мест в ТОП-3 рейтингов российских IT-компаний, составленных РА «Эксперт» и «Коммерсантъ Деньги», что свидетельствует о ее высокой репутации на рынке.
Количество сотрудников «Техносерва» превышает 2000 человек, а оборот за 2013 год составил 40,16 млрд рублей.
Название компании NVision стало знакомым на IT-рынке еще в 2001 году. За это время компания завоевала популярность благодаря широкому кругу предоставляемых ИТ-услуг. Она практикует консалтинг, разработку и внедрение бизнес-приложений, а также построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры.
На сегодняшний день у компании их офисы уже расположены в 20 представительствах на территории России, а также в 4 представительствах СНГ и Европы. Работая бок о бок со своими партнерами, число которых насчитывает более 100 крупнейших мировых поставщиков АО и ПО, NVision оказывает свои качественные услуги в области информационных технологий.
Одной из особых характеристик компании является ее команда, насчитывающая около 3 500 профессионалов, которые готовы обслужить 250 задачливых клиентов, включающих в себя такие гиганты, как "ВТБ", "Мобильные ТелеСистемы", "Альфа-Банк", Министерство энергетики РФ, "Высшая школа экономики", и многие другие. Ежегодно проходит более 5 000 проектов.
Компания отметила свои успехи в 2013 году, получив выручку в размере 39,4 млрд рублей. "Энвижн Груп" также занимает заслуженное 2-е место в рейтинге 2014 года, составленном ИД "Коммерсант" по предоставлению ИТ-услуг.
Группа компаний «Астерос», созданная в 1998 году, на сегодняшний день состоит из нескольких организаций, в том числе «КАБЕСТ», «Астерос Консалтинг» и «Астерос Лабс», и имеет представительства в России и других странах СНГ. Основными направлениями деятельности являются построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры, систем безопасности (включая информационную), инженерных сетей, разработка и внедрение бизнес-приложений и ИТ-аутсорсинг. Компания имеет множество крупных клиентов, среди которых такие известные бренды, как «ВТБ», Сбербанк России, «Вертолеты России», РУСАЛ, РусГидро, «Северсталь», «ТНК-BP», «ВымпелКом», «МТС», МегаФон, Администрация Президента РФ, Министерство обороны РФ, Совет Федерации РФ, ФСБ России и ФТС РФ.
Количество специалистов в «Астерос» насчитывает более 1 700 человек. Компания была отмечена в рейтинге «Эксперт-400» в 2013 году, где заняла место среди крупнейших компаний России. Оборот «Астерос» за тот же год составил 19,7 миллиарда рублей.
Хотя все организации входящие в группу компаний «Астерос» заслуживают внимания, определить наиболее подходящий выбор можно только после анализа решений предложенных каждым из поставщиков услуг и их соответствия вашим требованиям.
Фото: freepik.com