Как правильно составить и зарегистрировать лицензионный договор?
Одним из важных этапов защиты интеллектуальной собственности является регистрация товарного знака в Роспатенте. Ведь именно регистрация дает возможность обладателю прав на товарный знак исключительно использовать его в деятельности, а также бороться с нарушителями.
Есть несколько способов зарегистрировать товарный знак. Один из них - это ускоренная регистрация. Необходимо подать заявку на регистрацию в ускоренной очереди, и, если все условия будут соблюдены, регистрация займет около 3 месяцев.
Еще один важный аспект защиты интеллектуальной собственности - регистрация лицензионного договора на программу ЭВМ. Лицензионный договор позволяет обладателю прав на изобретение и/или товарный знак (лицензиару) предоставить пользователю (лицензиату) права на использование результатов своего интеллектуального труда в рамках его деятельности.
Перед тем, как приступить к регистрации, необходимо проверить свой товарный знак на наличие совпадений с уже зарегистрированными товарными знаками. Это позволит избежать недоразумений и борьбы с нарушителями в будущем.
Если вам интересно рассчитать стоимость регистрации вашей торговой марки, то можете воспользоваться онлайн-калькулятором, который позволит быстро и точно подсчитать затраты на регистрацию. Но помните, что регистрация интеллектуальной собственности - это ответственный и серьезный шаг в бизнесе.
Особенности и назначение лицензионного договора
В отличие от других договоров, заключаемых в сфере коммерции, лицензионный договор не регулируется отдельным законодательством. Тем не менее, на него распространяется действие положений Гражданского Кодекса РФ. Кроме того, он может быть как односторонним, так и двусторонним, а его содержание напрямую связано с использованием объекта интеллектуальной собственности на заданной территории и в течение определенного времени.
Главной целью заключения лицензионного договора является avoidance нарушения соответствующих условий использования интеллектуальных результатов. Это достигается путем определения прав и обязанностей каждой из сторон.
Объектами лицензионного договора, как правило, являются интеллектуальная собственность, среди которых можно выделить такие виды, как литературные, художественные и научные труды, сценическая деятельность, звукозаписи, радио- и телевизионные передачи, сорта растений и породы животных, защищенные товарные знаки и фирменные наименования, изобретения, промышленные образцы, географические названия, микросхемы, радиосигналы, базы данных, доменные имена и так далее.
Лицензионный договор по своей сути является торговым контрактом, но он отличается от него не только нематериальным характером объекта сделки, но и правом интеллектуальной собственности, которое остается за правообладателем. Это позволяет пользователю передавать право на использование объекта третьей стороне на условиях сублицензии, предусмотренной в контракте с правообладателем.
В настоящее время возможность получения прав на использование интеллектуальной собственности может быть оформлена в виде двух видов лицензионных договоров.
Неисключительный договор: В этом случае изначальный правообладатель передает возможность использования своего произведения, рассматриваемого как объект интеллектуальной собственности, одному или нескольким пользователей с сохранением аналогичных полномочий у передающей стороны.
Исключительный договор: В соответствии с ним все права на объект интеллектуальной собственности полностью переходят только к одному пользователю, без сохранения соответствующих прав за первоначальным правообладателем.
Лицензионный договор отличается от других видов соглашений тем, что он предоставляет возможность использования только отдельных "предметов" интеллектуальной собственности. Если же пользователь получает целый комплекс исключительных прав, например на технологии производства, на фирменное название и ведения бизнеса, то между сторонами заключается договор коммерческой концессии, который в народе часто называют "франчайзингом".
Если действие права, оговоренного в рамках лицензионного договора, прекращается, то соглашение также перестает действовать. Но условия франчайзингового договора снимаются только с той части контракта, которая касается завершившегося права, и продолжают действовать на остальные положения.
Структура и форма соглашения о лицензировании
Лицензионный контракт может содержать такие разделы:
-
Преамбула. В этом разделе устанавливаются реквизиты и наименования сторон. Лицензиат должен четко выразить свое желание приобрести лицензию на оговоренных условиях. Также необходимо указать о правомочности лицензиара продавать данное имущество.
-
Определение понятий. В этом разделе указывается вид сделки и различные условия использования лицензии, а также даются точные определения объекта интеллектуальной собственности.
-
Предмет. Устанавливается возможность продажи сублицензий лицензиатом.
-
Усовершенствования. В этом разделе указывается объем улучшений, которые могут быть внесены пользователем в объект сделки.
-
Гарантии и ответственность сторон. Пользователь обязан заплатить стоимость лицензии, а правообладатель — предоставить ему экономические, технические и юридические гарантии.
-
Техническая помощь. В этом разделе описывается объем помощи в освоении объекта сделки, который может предоставить лицензиар и желает получить лицензиат.
-
Налоги и платежи.
-
Безопасность сделки. Этот пункт особенно важен в случае с ноу-хау, разглашение которого приводит к его обесцениванию.
-
Защита передаваемых прав. Обязанности по защите лежат на лицензиаре. Но пользователь должен максимально содействовать противоположной стороне.
-
Разрешение возникающих споров.
-
Срок действия и условия расторжения сделки.
-
Юридические адреса и подписи сторон.
Условия для заключения лицензионного договора
Это соглашение считается заключенным, только если обе стороны пришли к единому мнению на все вопросы, которые относятся к характеру контракта и которые считаются значимыми в соответствии с законодательством. Ниже приводятся условия, которые нужно соблюдать, чтобы договор на лицензирование был признан действительным:
1. Предмет соглашения.
Предметом лицензирования является право на использование конкретных технологий, изобретений, ноу-хау и т.д. В тексте договора также необходимо описать продукты, которые могут быть произведены с использованием этой интеллектуальной собственности.
2. Регистрация товарных знаков (если они являются объектом контракта).
Необходимо приложить к договору копии соответствующих свидетельств о регистрации. Номера этих свидетельств должны быть указаны прямо в тексте договора.
3. Объем прав, которые получает принимающая сторона, и вид лицензии.
Обязательно нужно определить границы использования интеллектуальной собственности, предоставляемой лицензиатом. Если предыдущий владелец сохраняет за собой некоторые права использования этой собственности, текст договора должен указать, какие из прав не могут быть переданы лицензиату.
4. Гарантия качества.
В тексте договора должно быть оговорено, что качество продукта, производимого лицензиатом, будет соответствовать качеству продукта, производимого лицензиаром.
5. Продолжительность действия и география.
Если эти параметры не были оговорены ранее, их нужно определить в соответствии с географией и продолжительностью действия патентов.
6. Вознаграждение, которое должен выплатить лицензиат.
Необходимо достичь консенсуса между сторонами по этому вопросу. Конкретная сумма может быть устанавливается либо участниками договора, либо рыночной стоимостью подобных товаров и услуг.
Процедура заключения лицензионного договора включает несколько этапов. На первом этапе следует собрать необходимую документацию, такую как копии свидетельств о регистрации товарных знаков. Затем необходимо решить спорные вопросы и составить текст договора. Как только текст договора будет утвержден, стороны могут приступить к его подписанию.
На втором этапе подготавливается заявление, которое подается в Роспатент для регистрации соглашения. Заявление составляется в свободной форме и представляет собой документ, подписанный правообладателем, который затем будет передан в патентный орган. Вместе с заявлением предоставляются копии необходимых документов (например, копия свидетельства о регистрации товарного знака), контракт в трех экземплярах и документ, подтверждающий уплату пошлины.
Важно знать, что время рассмотрения обращения в Роспатенте не превышает двух месяцев с момента предоставления всех необходимых документов. Если все формальности будут соблюдены в соответствии с процедурой, заключение лицензионного договора будет проходить гладко и без задержек.
Срок и география действия лицензионного договора
Действие сделки имеет ограничения по времени, согласно сроку права на результат интеллектуального труда. Продолжительность периода действия товарного знака и полезной модели составляет 10 лет, однако есть возможность продления данного срока. Период действия изобретения составляет 20 лет, в то время как для промышленного образца он не превышает 15 лет (возможно продление ещё на 10 лет). Если в тексте нет явного указания на период действия документа, то считается, что контракт заключен на 5 лет.
При подготовке и утверждении договора необходимо ясно указать географию действия. Она не может быть шире, чем территория, на которой правовая защита соответствующих интеллектуальных прав. Соглашение может разрешать использование объекта на всей территории страны, в конкретном регионе, городе, на определенной улице и т.д.
Определить стоимость процедуры составления и регистрации лицензионного договора не так уж просто. Она состоит из нескольких элементов. Наиболее сложным является определение размера вознаграждения, которое должно быть выплачено лицензиару. Сумма этой выплаты зависит от прибыли, получаемой от лицензирования, и состоит из нескольких видов платежей, таких как роялти (процент от прибыли), паушальные (фиксированная сумма) и другие.
Помимо этого, стоимость учета включает в себя расходы на:
- Государственные пошлины. Такие как 13 500 рублей за товарный знак и 11 500 рублей за каждое дополнительное свидетельство, 1600 рублей за промышленный образец, модель или изобретение и 850 рублей за каждый дополнительный патент.
- Юридические услуги. Стоимость таких услуг может колебаться, но в среднем составляет от 10 000 до 15 000 рублей за каждую услугу, такую как составление типовых и нетиповых соглашений, проверка соответствия документов требованиям законодательства, а также подготовка и представление заявления на регистрацию договора в Роспатенте или составление дополнительного соглашения. Заказчику может также потребоваться составление и подача дополнительных заявлений на изменение документации или регистрацию договора патента, что обойдется ему от 5000 до 10 000 рублей. Оплата за каждый дополнительный товарный знак или патент может варьироваться в пределах от 500 до 2500 рублей.
После того, как все эти расходы определены, можно заключать лицензионный договор, который закрепит на законных основаниях предоставление права использования товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности другому лицу, определить объем предоставляемых прав, установить сумму вознаграждения, которое должно быть выплачено передающей стороне, а также определить период и место действия договора.
Составление и регистрация лицензионных и сублицензионных договоров требует определенной квалификации и экспертизы, чтобы обеспечить успех в процедуре. Необходимым условием является точность и полнота информации, перечисленной в документе. Даже мелкие ошибки могут стать причиной отказа в регистрации. Однако клиенты могут воспользоваться услугами юридических фирм, которые специализируются на таком роде подготовки документации и имеют все необходимые знания и опыт. Работа над документами может быть осуществлена как в полном объеме, так и на отдельных этапах.
Один из ведущих представителей данной сферы - фирма PATENTUS, которая обслуживает отечественных и иностранных клиентов. Команда специалистов оказывает услуги по составлению типовых и нетиповых договоров на товарные знаки и патенты, а также проверке соответствия документов нормам законодательства.
Для PATENTUS важно предоставление настоящей профессиональной помощи, быстроты выполнения заказов и прозрачности цен. Фирма гарантирует высокое качество оказываемых услуг всем ее клиентам.
Фото: freepik.com