Как подключить уведомления по кредитной истории: оперативное отслеживание изменений
Что включается в кредитную историю?
Кредитная история любого заемщика может быть отрицательной, положительной или чистой.
Положительная кредитная история свидетельствует о безупречной деловой репутации клиента и минимальном риске невозврата займа. Информация из бюро кредитных историй о таком заемщике повышает вероятность одобрения его кредитной заявки. Банки готовы выдать ему нужную сумму под небольшой процент.
Отрицательная кредитная история значительно снижает шансы получения кредита. В таком досье содержатся записи о просрочках, судебных разбирательствах и долгах перед банками.
Отсутствие кредитной истории может вызвать сомнения у банков. Однако, это не относится к клиентам в возрасте 18 лет, которые еще не успели сформировать свою кредитную историю. При этом, место работы заемщика и размер его заработной платы играют большую роль.
Структура кредитной истории
Сведения о кредитной истории человека включают в себя несколько частей, каждая из которых несет определенную информацию.
Титульная часть содержит основные сведения об индивидууме: ФИО, дату рождения, паспортные данные, ИНН, СНИЛС и т.д.
Основная часть кредитной истории включает в себя такие данные, как:
- адрес и место регистрации человека;
- информацию о текущих кредитах, а также всю информацию о его финансовых обязательствах, включая ежемесячные платежи;
- задолженность, ее сумму и срок возврата;
- данные об изменении условий кредита;
- информацию об отказе в выплате задолженности и альтернативные решения;
- информацию о судебных разбирательствах;
- рейтинг субъекта кредитной истории.
С помощью кредитной истории можно узнать, имеется ли задолженность у заемщика и, если так, то по какой причине был отказан в выдаче кредита. В дополнительной закрытой части указывается источник информации, ее пользователь и дата запроса. В информационной части содержатся данные обращений за кредитом, а также решения по ним, сведения об отсутствии платежей более 90 дней. Если заявка на кредит была отклонена, в кредитной истории также указывается дата, сумма договора и причины отказа.
Имейте в виду, что получение информации из кредитной истории имеет важный практический смысл для кредиторов, страховых компаний и некоторых работодателей. Кредиторы могут с помощью нее оценить риски и уменьшить вероятность невозврата кредита. Страховые компании защищают себя от мошенников и ненадежных клиентов, а работодатели – оценивают дисциплинированность и ответственность потенциальных сотрудников.
Почему важно оперативно получать уведомления об изменениях в кредитной истории
Для любого клиента банка кредитная история является одним из важнейших показателей. Она отражает не только его кредитную историю и наличие задолженностей, но и любые изменения, которые могут возникнуть. Важно оперативно получать уведомления об этих изменениях в кредитной истории, чтобы быть в курсе своей финансовой ситуации.
Кредитная история обновляется, когда клиент банка действует или бездействует. Например, когда заемщик получает кредит, событие отражается в его истории, а если должник не платит проценты и штрафы, то это также записывается в историю.
Подписка на кредитную историю позволяет контролировать корректность данных о вносимых платежах, а также отслеживать запросы на получение кредитов. Процесс подключения подписки на кредитную историю довольно быстрый: источник формирования кредитной истории (например, банк или госорган) направляет сведения в БКИ в течение двух рабочих дней. Еще один день уходит на работу БКИ. Согласно Федеральному закону от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», уведомления о всех изменениях в кредитной истории должны поступать оперативно.
Обновление информации в бюро кредитных историй иногда происходит с задержкой. Чтобы в кредитной истории не было ошибок, заемщик может самостоятельно актуализировать сведения и направить запрос в БКИ по почте. Это особенно важно, если в кредитной истории замечены какие-либо ошибки. БКИ реагирует на обращение в течение 20 дней.
Чаще всего ошибки в кредитной истории возникают, когда человек подал заявку на кредит, но брать его не стал. В этом случае информация о запросе и одобрении кредита попадает в БКИ, а данные о погашении кредита там появятся априори не могут, ведь деньги никто так и не взял. Отсутствие сведений о возврате средств вызывает вопросы у кредитора при запросе заемщиком на следующий кредит.
Также на кредитную историю влияют судебные разбирательства с банком, наличие непогашенных штрафов, случаи принудительного взыскания долга, поручительство за неблагонадежного заемщика.
Сегодня рынок бюро кредитных историй консолидируется, и развиваются информационные технологии, которые направлены на борьбу с кредитным мошенничеством. Выполняя регулярные проверки и оперативно получая уведомления об изменениях в своей кредитной истории, вы сможете больше контролировать свои финансы и избежать нежелательных ситуаций в будущем.
Как контролировать изменения в кредитной истории
Кредитная история каждого человека сохраняется в бюро кредитных историй, и таких бюро может быть несколько. Хранение кредитной истории может быть произведено в одном, нескольких или сразу во всех бюро. Каждый банк или МФО выбирает бюро кредитных историй для работы, и определить какое именно кредитное бюро ведет историю заемщика можно через государственную информационную систему государственных услуг или базу данных "Центральный каталог кредитных историй" (ЦККИ) на сайте Банка России. Запросить саму кредитную историю можно на сайте соответствующего бюро кредитных историй.
Не забудьте
В настоящее время, в реестр государственных бюро кредитных историй входят восемь организаций и только половина из них признана квалифицированными. Квалифицированные БКИ в России - это, как правило, АО «НБКИ», АО «ОКБ», ООО «Кредитное бюро Русский Стандарт» и ООО «БКИ СБ», которые соответствуют программным и техническим требованиям Банка России, имеют более 100 млн рублей в собственности и могут собрать информацию о не менее чем 30 млн потребителей.
Как получить информацию о своей кредитной истории бесплатно?
Федеральный закон "О кредитных историях" предоставляет возможность каждому заемщику получить свою кредитную историю бесплатно два раза в год. При этом, один раз заемщик может получить исчерпывающий ответ в электронном виде, а второй раз он может запросить бумажный вариант ответа.
Заявку на получение кредитной истории можно направить:
- Прямо в выбранное бюро кредитных историй (БКИ);
- Через кредитное учреждение;
- С помощью организаций, находящихся под наблюдением Банка России.
Количество платных запросов за кредитным отчетом не ограничено.
Если в кредитной истории найдены ошибки, то это может существенно снизить кредитный рейтинг заемщика. В таком случае, необходимо обратиться с заявлением на оспаривание недостоверной информации. Как правильно оспорить кредитную историю?
Как заказать ежемесячную подписку на кредитную историю
Контроль за состоянием кредитной истории важен, и это не ограничивается двумя проверками в год. В настоящее время многие БКИ предоставляют услугу ежемесячной подписки на получение кредитного отчета. Стоимость такой услуги зависит от выбранной БКИ. Некоторые предлагают возможность проверить кредитную историю онлайн, в режиме реального времени, на сайте или в виде электронного документа (например, на официальном сайте ОКБ). В других БКИ клиенты могут заказать подписку и регулярно получать отчеты и индивидуальные рейтинги зашифрованными по электронной почте.
Ежемесячная подписка на кредитную историю будет полезна для:
- тех, кто планирует брать кредит;
- активных банковских клиентов, берущих кредиты регулярно;
- тех, кого постоянно отказывают в займах;
- тех, кто столкнулся с коллекторами и требованиями оплаты чужих долгов.
Заказ такой подписки позволяет контролировать правильность информации об ежемесячных платежах, отслеживать ход оспаривания кредитной истории. Это поможет оценить финансовую репутацию и выявить причины отказа в выдаче кредита, если таковой имеется.
Чтобы узнать о появлении нелицеприятных записей в кредитной истории, ежемесячный контроль станет полезным инструментом.
Оперативность и защита средств с помощью подписки на изменения кредитной истории
Среди многих способов защиты своих средств и обезопасить свою кредитную историю, подписка на изменения в кредитной истории является одним из самых эффективных. Эта подписка предоставляет клиенту возможность получать оперативную информацию о том, какие изменения происходят в их кредитной истории. В наши дни необходимость в получении такой информации очень высока, так как без согласия клиентов могут проводиться различные банковские операции на большие суммы денег.
На II квартал 2022 года банками России было проведено более 211 тысяч банковских операций на сумму более 2,8 млрд рублей без согласия и знания клиентов. При этом доля возвращенных средств составляет порядка 5%. Приведенная статистика является достаточным доказательством того, что контроль своей кредитной истории - это важный аспект финансового планирования.
Более того, клиент может воспользоваться специальным сервисом предоставляемым некоторыми Бюро кредитных историй (БКИ) для защиты от мошенников. Пользователь получает уведомление на свою почту или телефон, если заявка была подана на его имя или если были внесены изменения в паспортные данные. Это позволяет клиенту быстро отреагировать на потенциальное нарушение своих прав.
Оформив подписку на уведомления об изменениях в кредитной истории, клиент может оперативно получать информацию о статусе своих кредитов, заявках на получение кредита, порогах просрочек по кредитам, лимитах по картам и счетам. Кроме того, мгновенные оповещения позволяют оградить себя от чужих долгов, оформленных мошенниками, и вовремя отреагировать на передачу неверных данных в БКИ.
Следует помнить, что кредитная история является значимым фактором, который влияет на решения банка при одобрении кредита. Получение информации из бюро кредитных историй необходимо для анализа платежеспособности заемщика. Зная свою кредитную историю, человек защищается от незаконных долгов или может подготовиться к получению крупного займа. Оформление подписки на уведомления об изменении кредитной истории может помочь клиенту сохранить свои финансы под контролем.
Как оперативно отслеживать изменения в кредитной истории
Большое количество граждан рассчитывает на кредиты, однако получить желаемую сумму не так уж и просто. Важный фактор, который влияет на решение банков выдавать кредит или нет, — состояние кредитной истории клиента. Чтобы быть в курсе своей кредитной истории, стоит обратиться в проверенное БКИ. Одним из таких является Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), которое похвастаться 17-летним опытом работы. Бюро хранит информацию о 100 млн заемщиков и предоставляет ее по запросу кредитора или самого гражданина, обеспечивая при этом безопасность данных.
Тем, кому недостаточно лимита на бесплатное получение справки о состоянии кредитной истории, стоит обратить внимание на сервисы НБКИ. Заемщики могут оформить полугодовую подписку, которая включает шесть ежемесячных отчетов о финансовых делах клиента. Отчеты направляются по электронной почте в виде запароленного архивированного файла, а пароль к документу приходит в СМС по телефону. Первый вариант отчета поступает клиенту в день оформления подписки. Пакет из шести отчетов обойдется в 950 рублей, что выгоднее по сравнению с разовой оплатой нескольких кредитных историй, запрошенных по отдельности.
Еще один сервис НБКИ направлен на защиту клиентов от действий мошенников. Заемщики могут получать СМС-уведомления в случае, если от их имени подается заявка на получение кредита, выдается заем или изменяются паспортные данные. Система реагирует на изменения в кредитной истории, сообщая об этом мгновенно. Такой контроль позволяет вовремя защитить свои репутацию и финансы. Получив уведомление и проверив кредитную историю в личном кабинете, можно связаться с кредитором и прояснить ситуацию.
НБКИ является крупнейшим бюро кредитных историй в России, собирает, хранит и предоставляет записи о заемщиках с 2005 года. Официальный сайт НБКИ содержит информацию о всех сервисах и услугах бюро, а также контактную информацию для связи.
Фото: freepik.com