Как выбрать лучший для вашего бизнеса дата-центр: пошаговая инструкция
Коммерческие IT-технологии продолжают стремительно развиваться, создавая потребность в специализированных технических решениях, мощных серверах и емких хранилищах для эффективного ведения бизнеса. Однако, самостоятельное создание таких систем может оказаться трудоемким, рискованным и затратным процессом. Именно поэтому услуги аренды дата-центра имеют широкую популярность. Арендаторы получают возможность использовать ячейки для хранения информации, предоставляемые провайдерами.
Хотя услуга аренды является удобной и популярной, она несет в себе ряд скрытых рисков. В частности, недостаточно надежное хранение информации может стать серьезной угрозой. В данной статье мы рассмотрим обязательные критерии выбора дата-центра для минимизации таких рисков и расскажем о современных трендах IT-аутсорсинга на рынке.
Определение критериев подбора дата-центра: какой из них подойдет вашей компании
Многокомпонентная система дата-центра предназначена для размещения серверных и сетевых устройств. Бесперебойная автоматизированная работа бизнес-процессов благодаря созданию благоприятных условий в надежном и защищенном пространстве является ее главной целью. Арендаторам и владельцам предоставляется система защиты, обеспечивающая надежность хранения данных и защиту от несанкционированных действий.
Корпорациям, зависящим от быстрой и эффективной обработки больших объемов информации, таких как банки, компании нефтяной отрасли и ИТ-компании, дата-центры, или ЦОД, представляют большой интерес. Использование дата-центров повышает производительность и снижает информационные потери, что является ключевой задачей для многих компаний.
Практика использования дата-центров зародилась за рубежом. Первые ЦОД в России появились в начале 2000-х. Сбербанк стал одной из первых значительных компаний, которая владела ЦОД. Необходимость работы в условиях, когда филиалы находятся на значительном удалении друг от друга, вела к созданию системы гибкой интеграции и высокоскоростного обмена данными. В дальнейшем некоторые нефтяные компании также начали использовать аналогичные дата-центры.
В настоящее время к услугам дата-центров обращаются не только экономические гиганты, но и развивающиеся компании. Подтверждается многолетней практикой, что консолидация средств хранения информации в ЦОД уменьшает стоимость эксплуатации IT-ресурсов и одновременно повышает безопасность хранения информации. Помимо стандартных услуг, таких как аренда стоек, серверов и каналов связи, на сегодняшний день развиваются новые, такие как аренда виртуальных серверов и места для резервного копирования, а также приложений.
Выбирая дата-центр, необходимо ответить на несколько вопросов, таких как:
- Какие задачи должен решать дата-центр?
- Какова должна быть пропускная способность?
- Насколько важны защита данных и стабильность работы?
- Нужен физический или виртуальный сервер?
- Какое оборудование необходимо для работы?
- Каковы расходы на использование дата-центра?
- Стоит ли создавать свой собственный ЦОД или обратиться к услугам коммерческого дата-центра?
Ключевые критерии выбора дата-центра:
- Пропускная способность и развитая телекоммуникационная сеть: это определяет количество и типы инженерных решений, а также управляемость, мониторинг и анализ работы.
- Бесперебойность работы и уровень надежности: оборудование и сетевая инфраструктура дата-центра должны обладать высочайшим уровнем надежности для предотвращения остановки работы системы.
- Расположение: необходимо учитывать требования к законодательству страны, где находится дата-центр.
- Размер: чем крупнее дата-центр, тем больше услуг он может предоставить, включая каналы связи и аренду площади.
- Профессионализм и опыт технического персонала: это определяет качество технического обслуживания.
- Опыт внедрения комплексных IT-решений: это важно для решения сложных технических вопросов.
Помимо этого, использование дата-центров на аутсорсинге позволяет компаниям сократить финансовые затраты на хранение и обработку информации, а также повысить эффективность. Облачные решения, арендованные у надежных поставщиков услуг, позволяют распределять вычислительные ресурсы в режиме реального времени согласно потребностям арендатора.
Анализ рынка услуг коммерческих дата-центров Как указывают исследования, точной информации о количестве дата-центров в мире не существует. Однако наиболее популярные локации можно определить с помощью онлайн-ресурса datacentermap.com. Лидером в этом списке являются США, где действует более 1762 ЦОД, хотя на самом деле их количество значительно превышает данную цифру. Другие крупные офисы расположены в Европе, в Германии, Великобритании, Франции и Нидерландах. Что касается степени развития услуг коммерческих дата-центров, США опережают остальные государства. По данным статистики, 37% клиентов ЦОД – это компании из сферы информационных технологий, а 23,9% – финансовый сектор. Также в списке частых пользователей услуг фигурируют строительные компании и правительственные организации. Согласно данным IDC, совокупная площадь ЦОД в мире в 2013 году составляла 150 миллионов квадратных метров, а к 2018 году она увеличится до 180 миллионов квадратных метров. Эксперты прогнозируют переход от небольших частных площадок к мегацентрам нейтральных сервис-провайдеров с десятками тысяч стоек. В России спрос на дата-центры пока заметно уступает европейской действительности, но российский рынок демонстрирует заметный прогресс, несмотря на экономические кризисы и санкции. В 2014 году на отечественном рынке функционировало около 180 крупных и средних ЦОД и около 28 000 мелких. Среди крупнейших дата-центров в России можно выделить DataLine, ММТС-9, Linxtelecom, SafeData и «Селектел». Хотя кризисный период временами сопровождался избытком предложений и остановкой новых мощностей, начиная с 2017 года российскому рынку вновь предрекают рост. Тем временем, европейские ЦОД не теряют своего веса, благодаря высокой скорости обмена информацией и прогрессивному законодательству, направленному на обеспечение лояльности к потребителям. Эксперты iKS-Consulting отмечают, что растущая конкуренция в отрасли телекоммуникаций будет подталкивать компании к выбору больших коммерческих дата-центров. Тем не менее, российским поставщикам услуг едва ли удастся в ближайшее время обойти западных коллег.Сравнение лучших предложений при выборе дата-центра для размещения или аренды сервера должно основываться на анализе рынка и учете критериев. Для этого можно выбрать 3-4 компании и провести детальное сравнение по двум ключевым пунктам - техническим и сервисным возможностям, а также стоимости услуг.
Перечень технических и сервисных возможностей можно представить в виде таблицы, в которой указывается категория надежности TIER и uptime, перечень услуг, круглосуточная поддержка и доступ к оборудованию, регулярный мониторинг и обслуживание оборудования, наличие каналов высокоскоростного доступа в Интернет, системы резервирования, несколько площадок для диверсификации рисков хранения, возможность интеграции услуг с другими по IP-технологии, защита приложений и информации, соответствие помещения, охрана, видеонаблюдение, электронная безопасность, готовность принять нестандартное оборудование, профессионализм сотрудников.
Важно отметить, что сотрудники ЦОД должны иметь сертификаты по соответствующей тематике, т.к. человеческий фактор является одной из основных причин остановки работы дата-центра. После оценки каждого пункта в таблице можно принять окончательное решение.
Стоимость услуг дата-центров зависит от многих факторов, поэтому единой сетки ценообразования не существует. Цена выставляется в долларах, евро или рублях и может включать в себя техническую поддержку и прочие дополнительные услуги. Наиболее востребованными являются услуги Colocation и Dedicated server. При оценке стоимости аренды необходимо учитывать занимаемое сервером место, количество подключений к оптоволоконной сети, необходимость аренды канала связи в Интернете, наличие выделенного канала до офиса клиента, техническую поддержку, объемы потребляемой энергии и др.
Хотя цены на дата-центры остаются на уровне, близком к докризисному, благодаря высокой конкуренции и большому количеству предложений, провайдеры фиксируют цены, увеличивая объемы оказанных услуг и идут на увеличение срока окупаемости проектов. Современный рынок ЦОД продолжает оставаться рынком покупателя.
SLA, или договор об уровне обслуживания, является неотъемлемой частью договора аренды.
То, что делает этот договор особенным, это то, что продавец должен предоставить услугу определенного качества. До подписания договора клиент должен ознакомиться с основными условиями, включая: предмет договора, стоимость аренды, сроки, время отклика технической поддержки, доступность (up-time), контактные данные сторон, дату и место подписания, а также порядок и сроки оплаты арендной платы.
В дополнение к общим положениям, договор должен содержать прописанные четко основные моменты:
- Качество услуг, например доступность сервисов в течение года. Перед подписанием договора нужно заранее уточнить, имеет ли провайдер право остановить работу дата-центра для проведения плановых работ. При выборе дата-центра с высоким значением tier (от III и выше), у провайдера такого права нет.
- Регламент предоставления технической и информационной поддержки, включая доступные способы связи, время ожидания ответа и график работы службы поддержки.
- Время отклика на неисправность.
- Порядок проведения технических работ.
- Ответственность провайдера за ненадлежащее предоставление услуг и порядок возмещения убытков.
Аутсорсинг имеет явное преимущество. Использование сторонних ресурсов помогает оптимизировать затраты на работу IT-службы, быстро развернуть требуемую мощность платформы, обеспечить высокий уровень сохранности информации и получить высококвалифицированную техническую поддержку круглосуточно. При этом клиенту нужно правильно выбрать дата-центр, ориентируясь на приведенные критерии и обязательные условия.
Фото: freepik.com